Линки доступности

«Россия должна направить свои ресурсы на благо своего народа»


Одним из главных игроков на мировой энергетической сцене является Россия. Однако недавние примеры использования Россией своих энергетических ресурсов в политических целях вызывают у многих стран Запада, которые зависят от российских энергоносителей, вполне понятную озабоченность. Роль России на мировом энергетическом рынке прокомментировала в интервью Русской службе «Голоса Америки» помощник министра энергетики США по политическими международным вопросам Карен Харберт.

Билл Скандрич: Недавно в Афинах президенты России, Греции и Болгарии подписали соглашение о строительстве трубопровода для транспортировки российской нефти через территорию Болгарии в один из греческих портов. Некоторые аналитики считают, что растущее влияние России в сфере поставки энергоносителей, а также неоднократно продемонстрированная ею готовность использовать этот рычаг в качестве инструмента политического давления, подрывает энергетическую безопасность всего Европейского Союза. Какой видится роль России на мировом рынке энергоносителей с точки зрения Министерства энергетики США?

Карен Харберт: Как известно, Россия располагает огромными ресурсами и нефти, и газа. Это налагает на нее особую ответственность перед мировым рынком. Чтобы быть ответственным его участником, она должна обеспечить современные инвестиции в развитие отрасли, заботиться об экологически чистых способах ее поставки, действовать на рынке открыто, соблюдать точное выполнение контрактов. Мы считаем, что Россия должна со всей серьезностью отнестись к этим обязательствам.

К сожалению, мы наблюдаем весьма серьезные признаки того, что идет ренационализация имущества. Контракты не соблюдаются. Против энергетических компаний задним числом применяются налоговые санкции. Это не может нас не тревожить. Не думаю, что они хотят послать рынку именно такой сигнал, если они заинтересованы в привлечении инвестиций, которые позволят добывать эти ресурсы на благо собственного народа и экономики.

У России много связей с Европой. Европа зависит от нее, и мы провели серьезное обсуждение вопроса диверсификации с нашими коллегами в Европе и Центральной Азии. В США мы тоже работаем над этой проблемой. Мы считаем, что диверсификация важна для всех стран мира.

Б.С.: Поскольку российская казна переполнена доходами от продажи нефти, правительство России уже больше не зависит от иностранного финансирования и западных кредитов, и, похоже, утратило интерес к повышению качества управления. Некоторые аналитики считают, что главным врагом российской демократии является не Кремль или олигархи, а высокие цены на нефть. Что вы думаете по этому поводу?

К.Х.: У России есть возможность опровергнуть это. Она сегодня достигла большей экономической независимости. Как она распорядится всеми этими ресурсами? На благо своего народа или нет? Сможет ли Россия показать миру, что она может быть ответственным партнером и интегрироваться в глобальную экономику?

Мы ценим Россию. Мы хотим, чтобы ее экономика росла, чтобы ее народ процветал. Однако какой выбор сделают российские власти? Я думаю, история вынесет свой приговор, были ли их действия правильными.

Б.С.: Некоторые политические обозреватели предполагают, что цена на нефть и воля правительства к проведению демократических реформ находятся в обратной зависимости. На ваш взгляд, не подрывает ли зависимость от энергоресурсов из-за рубежа приверженность Запада продвижению демократии в бывших советских республиках Центральной Азии, и даже в самой России?

К.Х.: Я убеждена, что экономическая безопасность и национальная безопасность неразрывно связаны с энергетической безопасностью. Это факт. Тем не менее в американской системе есть некоторые коренные принципы, которыми мы никогда не поступимся.

Демократия – это один из основополагающих идеалов. Возьмем, например, Иран. Мы заняли принципиальную позицию в отношении финансирования, особенно в случае с иранским режимом, имеющим ядерные амбиции. Мы даем ясно понять, что, на наш взгляд, инвестировать в эту страну не стоит. Иран располагает значительными ресурсами, но мы все равно говорим «нет». Наша главная цель – мы хотим обуздать ядерные амбиции Ирана, дело здесь не в нефтяных ресурсах. Поэтому, я думаю, мы правильно расставили наши приоритеты.

В конце концов все эти ресурсы, где бы они ни были, включая Россию, могут быть использованы на благо народа, к примеру, на повышение уровня жизни сельского населения. Именно это должно быть предметом заботы правительства – как лучше использовать эти ресурсы, как двигаться вперед. Демократия несет процветание. Вот о чем им следует думать.

XS
SM
MD
LG