Иранский атом – московский ультиматум. «Россия предъявила Ирану ультиматум. Она требует от него свернуть урановый проект. Говорят, что ультиматум был предъявлен в Москве. Ядерное топливо в роли пряника. США довольны». Под такими броскими заголовками «Нью-Йорк таймс» поместила на первой полосе сообщение своего парижского корреспондента Илейн Сколино на эту тему. В нем говорится: «Россия проинформировала Иран, что прекращает поставки ядерного топлива на почти что готовую вступить в строй АЭС в Бушире, если Иран не прекратит работы по обогащению урана, как того требует Совет Безопасности ООН. Эту информацию подтвердили европейские, американские и иранские официальные лица». По сведениям газеты, ультиматум был вручен на прошлой неделе секретарем Совета национальной безопасности РФ Игорем Ивановым заместителю главы иранской делегации на ядерных переговорах Али Хосейни Ташу».
«Администрация президента Буша на протяжении нескольких лет старалась убедить Путина прекратить сотрудничество с Ираном в сооружении АЭС в Бушире, – говорится далее в корреспонденции. – Однако он не реагировал на эти призывы. В самое последнее время между Москвой и Тегераном возникли публичные разногласия по поводу оплаты оказываемой Россией помощи в строительстве этой АЭС. Не исключено, – считает газета, – что предъявление ультиматума связано именно с этим обстоятельством. Но возможно, что Москва раздражена и устала от упорного отказа Ирана прекратить работы по обогащению урана на ядерном объекте в Натанзе».
«Нам не известно, какое сочетание коммерческих и политических мотивов стоит за этим решением, – цитирует газета мнение не названного по имени высокопоставленного сотрудника Белого Дома. – Ясно, что русские и иранцы действуют друг другу на нервы, что не так уж плохо».
Приводит «Нью-Йорк таймс» и высказывание одного из крупных европейских официальных лиц, также без упоминания его фамилии: «Мы считаем, что это очень важное решение русских. Оно свидетельствует о том, что разногласия с ними по вопросу об опасности иранской ядерной программы носят тактический характер. Если говорить по существу, то Россия не заинтересована в том, чтобы Иран стал ядерной державой. В то время, когда между Вашингтоном и Москвой нарастает напряженность, американские официальные лица приветствуют этот шаг России как свидетельство того, что сохраняются области, в которых оба государства могут сотрудничать».
Оружие для Дамаска. Тему подхватывает «Вашингтон таймс», но разворачивает ее в более широком аспекте неустойчивого положения на Ближнем Востоке в результате поставок в регион российского оружия. «Отказ России поставлять уран для Буширской АЭС и сотрудничество Москвы в вопросе о новых антииранских санкциях в Совете Безопасности ООН следует только приветствовать, – пишет известный политолог Ариэль Коэн. – В то же время эксперты и политические деятели не уделяют должного внимания поставкам российского вооружения Сирии. А это также является опасным дестабилизирующим фактором».
«Эта проблема привлекла к себя внимание средств массовой информации, – отмечает автор статьи, – в связи с гибелью военного обозревателя газеты «Коммерсантъ» Ивана Сафронова. Как теперь известно, незадолго до смерти в его распоряжение попала неопровержимая информация о том, что Россия намеревается поставить новейшие зенитные и другие ракетные системы Сирии при посредничестве Беларуси. Это совпало с визитом президента Путина на Ближний Восток».
«Россия ведет сложную игру на Ближнем Востоке. С одной стороны, она заинтересована в восстановлении своего статуса мировой державы в регионе, который является ключевым для обеспечения международной энергетической безопасности. В то же время она поддерживает активные экономические отношения с Израилем, где живет более миллиона бывших советских граждан. При этом Россия желает поддерживать тесные отношения и с арабским миром. Поставки оружия – верный способ для достижения этой цели. И, наконец, она все чаще рассматривает Израиль сквозь призму своего соперничества с Соединенными Штатами», – пишет Ариэль Коэн в газете «Вашингтон таймс».
После газет – интернет? Решение президента Путина объединить два государственных ведомства, контролирующих средства массовой информации, – «Росохранкультуру» и «Россвязьнадзор», – прокомментировала газета «Интернэшнл геральд трибюн». Новая объединенная организация будет, помимо газет и телевидения, контролировать и интернет. Это решение, говорится в статье, «вызывает опасения у части российского медийного сообщества, что российские власти хотят распространить свои наблюдательные функции и на интернет, который до настоящего времени пользуется в России относительной свободой». Новое ведомство будет, в числе прочего, выдавать лицензии радиовещательным компаниям, газетам и владельцам веб-сайтов и следить за редакционной политикой».
Газета обращает внимание на то, что решение о создании объединенного контролирующего органа было принято незадолго до парламентских и президентских выборов. Она приводит такое мнение бывшего редактора газеты «Известия» Рафа Шакирова : «Новое постановление представляет собой попытку поставить под тотальный контроль – по советскому образцу – не только электронные СМИ, но и личные данные о блогерах».
«Интернэшнл геральд трибюн» напоминает, что Раф Шакиров был уволен с поста главного редактора «Известий» после публикации в газете материалов, критиковавших действия властей во время захвата чеченскими боевиками школы в Беслане.
Обзор подготовил Лео Стерн.