Линки доступности

Межэтнические проблемы в России: круглый стол Международного центра развития толерантности


В последнее время преступления на почве национальной ненависти, совершенные в России, привлекают растущее внимание на Западе. Международный центр развития толерантности в Нью-Йорке провел круглый стол на тему «Спектр межэтнических проблем в России и пути их решения». В дискуссии принимали участие американские специалисты по России и представители неправительственных организаций.

Участники круглого стола попытались раскрыть причины происходящего: среди основных были названы война в Чечне и наличие так называемых замороженных конфликтов, как, например, ингушско-осетинское противостояние. Как отметила сотрудница правозащитной организации «Мемориал» на Северном Кавказе Екатерина Сокирианская, ксенофобия всегда присутствовала в обществе, но если прежде ее публичное выражение считались дурным тоном, то сейчас и это – одно из немногих – завоевание проводившейся в советское время политики «дружбы народов» потеряно.

Участники дискуссии указали на ряд объективных экономических и демографических факторов, способствующих росту национализма. Представитель базирующегося в Вашингтоне Объединенного комитета защиты евреев из бывшего СССР Николай Буткевич отметил, что президент Владимир Путин неоднократно осуждал насилие на этнической почве и регулярно встречается с лидерами различных религиозных конфессий. В то же время особую озабоченность правозащитников вызвала прошлогодняя кампания избирательного преследования и депортации этнических грузин. Николай считает, что в преддверии выборов власти преднамеренно заигрывают с националистическими силами, не осознавая, что такая недальновидная политика представляет угрозу стабильности государства: «Это – высокомерность силовиков, которые думают, что они могут контролировать ситуацию, участвуя в политических играх с националистами ради достижения своих целей. Но, по моему, это игра с огнем, и это очень опасно».

Наиболее остро вопрос межэтнических отношений по-прежнему стоит на Северном Кавказе. По словам представителя ЮНИСЕФ Туллио Сантини, тревожным сигналом является то, что, согласно результатам опросов, даже дети в регионе негативно относятся к представителям иных этнических групп.

Екатерина Сокирианская признает, что ситуация в Ингушетии, Дагестане, Чечне остается очень сложной, и легких решений нет. Она считает, что недавнее назначение Рамзана Кадырова президентом Чечни вряд ли будет способствовать долгосрочному решению проблем: «Наверное, Кремль считает, что именно такой лидер и нужен Чечне, но это совершенно не совпадает с мнением нашей правозащитной организации. Силовые структуры под командованием Кадырова совершают многочисленные грубейшие нарушения прав человека, такие, как внесудебные казни, похищения людей, содержание людей в заложниках, пытки».

Ситуация усугубляется радикализацией молодежи, которая происходит как благодаря распространению идей исламского фундаментализма, так и из-за отсутствия возможностей получения образования, медицинских услуг, экономического развития, говорит Екатерина Сокирианская: «Сам омбудсман Чечни – абсолютно прокадыровский человек – сказал, что из 12 тысяч чеченцев, осужденных за террористическую и вооруженную деятельность, половина сидят по сфабрикованным делам. Первый вопрос – почему в такой маленькой республике столько террористов? Второй вопрос – может быть, какие-то есть проблемы, которые нужно решать по-другому, чтобы не создавать эту социальную базу?»

В то же время, по мнению г-жи Сокирианской, этническая политика президента Путина прагматична. В этом есть свои плюсы и минусы. «Это не какие-то нормы или законы, а это волевые решения руководства по данному конкретному вопросу, – указывает она. – Поэтому какой-то последовательной политики нет, а есть отдельные решения – например, по грузинскому вопросу, или по осетино-ингушскому вопросу – там более комплексный подход… В Пригородном районе очень сложная ситуация. Но за последний год мы почувствовали желание Федеральной иммиграционной службы и Южного федерального округа решить эту проблему. И у них, конечно, свои представления о том, как это нужно делать; они не всегда совпадают с нашими. Но они нас слушают время от времени. Наши рекомендации не воплощаются. Возможно, это такой новый стиль общения с гражданским обществом: нас выслушивают внимательно, очень вежливо, а потом чаще всего наши рекомендации не принимаются».

Тем не менее работающая на Северном Кавказе правозащитница не теряет оптимизма. «Если будет политическая воля – нет таких проблем, которые невозможно было бы разрешить», – считает она.

XS
SM
MD
LG