Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов после своей инаугурации еще раз подчеркнул, что Туркменистан будет продолжать политику Сапармурата Ниязова, но в тоже время объявил о некоторых экономических и даже политических реформах. Его первые шаги показывают, что в Центральной Азии возникла новая геополитическая реальность и что Туркменистан не является больше изолированной страной. Помощник государственного секретаря США по делам Южной и Центральной Азии Ричард Баучер дал эксклюзивное интервью по этому поводу для Русской службы «Голоса Америки».
Наджия Бадыкова: Г-н Баучер, как вы охарактеризуете современную политику США в Туркменистане?
Ричард Баучер: Я думаю, что сейчас сложилась очень обнадеживающая ситуация, открывающая много возможностей. С самого начала мы очень ясно заявили, что готовы к переменам, если к ним готово правительство Туркменистана. На инаугурации нового президента я сообщил, что мы можем оказать помощь, и указал, в каких областях мы можем работать вместе. Мое заявление было встречено одобрительно, мне было сказано, что они хотят с нами работать. И действительно, мы видим, что начались определенные изменения. Улучшение системы образования, открытие интернет-кафе – все это обнадеживает. Мы надеемся, что за этим логически последуют дальнейшие шаги.
Н.Б.: Президент Туркменистана сказал, что демократию нельзя построить за одну ночь, что это нежная субстанция, поэтому никакие готовые модели не могут быть импортированы. Ваши комментарии?
Р.Б.: На самом деле мы придерживаемся такого же подхода во всех странах мира. Мы никогда не думали, что демократия может быть привнесена извне или построена за одну ночь. Для нее необходимо создание серьезных институтов и возможностей, развитие осознания преимуществ демократической стабильности. И мы содействуем сотрудничеству Туркменистана с ОБСЕ, с нами и другими странами в целях развития в таких фундаментальных областях, как информационные технологии, образование, правовое регулирование, создание институтов демократии, избирательных комиссий, выборных процедур и независимой судебной системы. Мы готовы им помогать в этом направлении на постоянной основе.
Н.Б.: Какова ваша реакция на последние критические комментарии президента Путина о политике США? Как вы охарактеризуете в этом контексте отношения между США и Россией в Центральной Азии?
Р.Б.: Заявление Путина прокомментировал министр обороны Роберт Гейтс. Мы не собираемся вступать с Россией в словесную перепалку по политическим вопросам. Для нас важнее не слова, а дела. На этой неделе я имел очень плодотворную беседу с заместителем министра иностранных дел России о том, как мы можем сотрудничать в Центральной Азии, как мы можем продвигать образование, власть закона, как бороться против наркотрафика и помогать с вопросами безопасности границ. В этом регионе есть много областей, где у нас общие интересы с Россией, и мы стараемся работать вместе. Но мне трудно говорить о деталях, события развиваются несколько хаотично.
Мы не хотим соперничать в Центральной Азии. Мы – за сотрудничество на благо населения региона. Речь идет об их независимости, уважении их прав, традиций и государственности, и это все мотивирует нас. Так что мы хотим и будем совместно работать для достижения этих целей.