Линки доступности

Предстоящие выборы в Узбекистане: мнения экспертов


Последние события в Туркменистане, смерть президента Ниязова, выборы нового президента и провозглашение продолжения политики Ниязова и одновременная смена направления курса новыми лидерами Туркменистана вызывает много споров среди политологов относительно преемственности власти. Аркадий Дубнов, журналист из газеты «Время новостей», считает, что президент Узбекистана всегда думает о том, что будет после него, но больше всего его волнует другой вопрос: как удержать власть.

По мнению Дубнова, существуют разные варианты развития ситуации в Узбекистане, но все они сводятся к одному: «Президент Каримов, пока он жив, будет главой Узбекистана. Просто характер у Каримова таков, что он не может представить себе, чтобы этой страной руководил кто-либо другой: ведь он, так сказать, «породил» этот строй – и он будет держать его в руках, пока жив и пока руки держат штурвал».

Дубнов исключил вариант того, что президент Каримов попытается передать власть своей дочери, как например, это было сделано в Азербайджане, когда президент Гейдар Алиев назвал преемником своего сына.

Эксперт Московского Фонда Карнеги Алексей Малашенко считает, что президент Каримов не сможет принять единоличное решение о том, кто станет следующим президентом: «Это не Туркменистан, где все было вытоптано. Здесь, вы сами понимаете, есть и ташкентский клан, и самаркандский клан, и ферганский клан, который отстранен от власти полностью. Есть и поменьше кланы – Каракалпакия и Ургенч. Я думаю, что, помимо желания Ислама Каримова, есть еще интересы и амбиции представителей тех кланов, которые бы хотели бы принять более активное участие в дележе власти. Тут одним назначением не отделаешься».

Трагедия всех авторитарных режимов, продолжил Алексей Малашенко, заключается в том, что они проводят политику «выжженной земли», когда под корень уничтожаются все конкуренты. Это приводит к проблеме преемственности и, по сути, исключает появление сильных личностей у власти. Сложное положение в Узбекистане объясняется также тем, что страна не смогла балансировать между мировыми державами – Россией и США – так, как это удалось, например, Казахстану.

В заключении Малашенко отметил: «Россия постоянно говорит о стратегическом партнерстве, о том, что она всегда поможет существующему там режиму в случае какой-то опасности. Но это не поможет. Я не верю ни в какие «зеленые революции» в Узбекистане. Но возможны другие варианты. Например, на секунду представьте, что произошел исламский взрыв, самая настоящая исламская революция. В таком случае, я уверяю вас, Россия палец о палец не ударит для того, чтобы как-то поддержать Каримова: у нее просто нет сил для этого. Она будет ожидать победителей. Так, например, было в Кыргызстане, когда Россия действительно могла вмешаться, но не сделала этого. Так что это партнерство, я бы сказал, достаточно специфическое».

В конце года должны пройти выборы в Узбекистане, и некоторые политологи считают, что, возможно, еще до начала выборов Ислам Каримов назовет своего приемника.

XS
SM
MD
LG