Выступление российского президента Владимира Путина на 43-й конференции НАТО по политике международной безопасности вызвало реакцию не только американских официальных лиц и аналитиков, но и представителей западных гуманитарных организаций, которые расценили его как свидетельство усиления авторитаризма Кремля в России и агрессивности на мировой арене.
Путин обвинил Вашингтон в попытке мирового диктата и заявил, что ОБСЕ превращается в «вульгарный инструмент», обслуживающий интересы одной страны или группы стран. А западные НПО он назвал инструментом, которым манипулируют их правительства. В ответ на это Кеннет Рот, возглавляющий базирующуюся в Нью-Йорке правозащитную организацию Human Rights Watch, заявил, что ОБСЕ отстаивает фундаментальные принципы демократии, которые Россия поддерживает на словах, но грубо нарушает на деле. Рот считает, что российский президент пытается дискредитировать НПО и ОБСЕ ради своих собственных диктаторских целей.
«ОБСЕ продвигает не западные, а общие принципы, – заявил Кеннет Рот. – А вот президент Путин не хочет, чтобы эти принципы стали реальностью на постсоветском пространстве. Он предпочитает поддерживать диктаторов типа президента Узбекистана Каримова, чтобы расширить сферу влияния России и постепенно возродить Советский Союз. Он не хочет позволить народам этих стран выражать свою волю демократическим путем через свои правительства».
Путин повернул вспять демократический процесс в России, сказал Кеннет Рот. Он лишает голоса независимые СМИ и НПО, преследует бизнесменов, забирает законодательную власть у парламента.
Американский сенатор Джо Либерман также подчеркивает, что демократия и свобода не являются исключительно западными ценностями. Их разделяют с Америкой многие страны мира: «Эти ценности носят универсальный характер. Заметьте, из трех крупнейших демократических стран мира две находятся не на Западе: это Индия и Индонезия. Никакая отдельная культура или цивилизация не обладает монополией на принципы либеральной демократии».
По утверждению президента Путина, наличие в России многопартийной системы доказывает, что россияне могут свободно избирать свое правительство. Отнюдь нет, парирует Кеннет Рот: «Само по себе наличие различных партий – это лишь фасад демократии. Если в стране запрещают честные дебаты, необходимые для эффективной демократии, если прессу лишают голоса и выдавливают НПО, если правительство поставлено выше закона, – это не демократия».
Кремлевский лидер отвергает обвинения Запада в откате России от демократии. Между тем российский президент лишает россиян подлинной свободы выбора, замечает Кеннет Рот: «Путин прекрасно понимает, что такое демократия, он просто в нее не верит. Он верит в силу власти, а демократия угрожает ослабить его власть».
Директор Human Rights Watch подчеркивает, что подлинный политический плюрализм предусматривает соперничество центров влияния в обществе.