Новый фильм о Ленинградской блокаде снят в двух версиях – телевизионной, длящейся 6 часов и предназначенной для российской аудитории, и двухчасовой, которая будет прокатываться на большом экране в странах Запада. Поэтому в главных ролях, помимо российских артистов – Александра Абдулова, Михаила Ефремова, Александра Половцева и других, заняты также звезды мирового кино из Германии и других стран - Габриэль Бирн, Мира Сорвино, Армин Мюллер-Шталь.
Презентация была приурочена к 63-й годовщине прибытия первого эшелона с Большой земли в город, освобожденный от гитлеровской блокады. Блокадная эпопея не впервые становится материалом для кино. Еще в конце 80-х годов над советско-американским фильмом о 900 днях ленинградской блокады начал работать знаменитый Серджо Леоне, но завершению съемок помешала внезапная смерть режиссера. Учитывали ли создатели нынешнего фильма замысел своего прославленного предшественника?
Говорит сопродюсер фильма «Ленинград», советник генерального директора Первого канала Анатолий Максимов:
«Мы являемся своего рода наследниками первого проекта. Один из продюсеров участвовал в разработке того проекта с российской стороны. Продюсером западного фильма должен был быть Стивен Спилберг. Бюджет той ленты оценивался в 100 миллионов долларов, что по меркам сегодняшнего кино – больше двухсот…»
«Проект был сделан под Серджо Леоне, и без него этот замысел невозможно воплотить. Естественно, мы видели ситуацию по-другому: в его проекте речь шла об иностранцах, которые оказались заперты в блокаде, а мы делали свою историю, исходя из своих возможностей. Но скажем так – вызов был брошен, было понятно, что картину ждут за границей. Там пытались поднять ее, но безуспешно. Мы делали ее 4 года, и это очень было сложно, так что тем, кто пойдет следом, станет понятно, насколько трудно нам было здесь - с тем уровнем организации производства, который есть, - пытаться сделать такую картину».
На презентацию приехала губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. Он выступила перед собравшимися в музее жителями блокадного города и произнесла традиционные слова о «самых героических и самых трагических днях в истории Ленинграда», о «судьбе города-труженика, города-бойца», о том что правительство Санкт-Петербурга помогало в съемках фильма, и о том, что блокадники, которые наблюдали за процессом подготовки к съемкам говорили, что «так оно все и было на самом деле». Между тем многие из тех, кто пережил 900 блокадных дней, говорят, что в тяжелом положении осажденных ленинградцев повинны в первую очередь лично Сталин и Жданов. Удалось ли создателям фильма передать правду о блокаде, не приукрашивая ее в угоду идеологии?
Снова – Анатолий Максимов:
«Если говорить о уровне информации, который существует у работающих в кино сегодня, по сравнению с теми, кто делал кино при советской власти, то, скажем, для фильма «Блокада» режиссера Ершова 1970 года такой вопрос не стоял. Понятно: существовали цензурные препятствия. Увидеть трагедию Ленинграда в бездарно организованной обороне, в разгроме Бадаевских складов, в централизации питания - эта правда в фильме точно есть. Вопрос в другом. В какой-то момент стало ясно, что делать какие-то вещи - слишком больно. И по мере того, как мы с исторической точки зрения перемещаемся на другую позицию и можем смотреть на историю не как на «здесь и сейчас», наверное, в будущем будет сказано больше, чем у нас в фильме. Но я считают, что баланс, который в состоянии принять сейчас наше общество, в фильме есть. Мы говорим о беде и боли тех, кто организовывал оборону».
События на Восточном фронте Второй мировой войны давно интересуют западных кинематографистов. Достаточно упомянуть такие известные фильмы, как «Штайнер-Железный крест» Сэма Пекинпа, «Сталинград» Йозефа Фильсмайера или «Враг у ворот» Жан-Жака Анно. Рассчитывают ли создатели фильма о Ленинградской блокаде на понимание западного зрителя, и как может воспринять российская аудитория участие в этом проекте западных кинематографистов?
Анатолий Максимов: «Значительная инвестиция, которую мы получили, сделана в расчете на зарубежный прокат. Нельзя не учитывать, что нашим обществом фильм «Враг у ворот» - мы его показывали на Первом канале - был воспринят, мягко скажем, неоднозначно. Были многочисленные протесты ветеранов войны. Нельзя не признать элемент упрощения со стороны режиссера Анно в том, что с нашей стороны это была просто бойня - брали числом а не умением… Про чужих так можно снимать. Про себя – неправильно. Поэтому, я считаю, мы смогли представить зарубежному зрителю фильм о войне, который вписывается, в целом, в их представления, и одновременно - фильм про себя. Без иностранцев Блокада для заграницы ничего не значит. И в проекте Леоне они занимали главное место. Поэтому мы снимали иностранцев, но в той дозе, в которой это будет интересно и для нас. Мы пытались найти баланс, чтобы фильм работал и на Востоке, и на Западе».
Российская премьера фильма «Ленинград» запланирована на вторую половину февраля. В Санкт-Петербурге на это время придется разгар компании по выборам в городской парламент. Может быть, это совпадение, но, судя по тенденции последних лет, власти вспоминают о блокадниках особенно часто именно перед выборами. А сейчас, с учетом отмены нижнего порога явки, голоса людей, традиционно приходящих на избирательные участки и склонных подержать любую действующую власть, становятся особенно ценными. Для этого не жаль ни праздничных концертов с участием звезд мирового уровня, ни драгоценного времени губернатора для 10-минутного выступления перед премьерой фильма о самых трагических днях в истории города.