Заурядные издевательства. В прошлом году убийство журналистки Анны Политковской и отравление бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко были на первых полосах газет во всем мире. Однако в России эти убийства не стало в 2006 году главной новостью. Этой чести, как утверждает исследование, проведенное в конце года московской газетой «Ведомости», удостоилась тема, мало обсуждаемая за пределами России, а именно – дедовщина, - пишет Скотт Палмер в выходящей в Бостоне «Крисчен сайенс монитор». Слово «дедовщина» американец предлагает переводить как torture, «пытка», и поясняет: «Это - практика повсеместного нарушения прав человека в армии, вымогательство, подневольный труд, избиения, лишение пищи и так далее».
Автор подробно знакомит читателей с историей 19-летнего рядового Андрея Сычева, искалеченного соратниками. В ходе судебного расследования, рассказывает Палмер, агенты Федеральной службы безопасности пытались подкупить родственников Сычева, предлагая им на выбор 100 тысяч долларов или квартиру за закрытие дела. Показательной чертой путинской эпохи является то, что журналистом, рассказавшим о попытке подкупа, была впоследствии убитая Политковская. Палмер поражается, что главный обвиняемый по делу Сычева получил всего четыре года лишения свободы за вычетом времени, отбытого под стражей. Двое его сообщников получили по полтора года условно.
Дело Сычева не уникально, говорится далее в статье в «Крисчен сайенс монитор». В 2005 году в Хабаровске Евгению Коблову тоже пришлось ампутировать ноги после жестокого избиения сослуживцами. Прежде, чем Коблова начали лечить, он 23 дня пролежал в подвале офицерского дома. Осужденный по этому делу сержант получил 5 лет, на год меньше, чем просил прокурор… Как заявила правозащитная организация Human Rights Watch в недавнем докладе «Бесчеловечное обращение с новобранцами в российских вооруженных силах», дедовщина - широко распространенное явление в российской армии. В результате ее «десятки призывников ежегодно погибают, тысячи получают тяжелые, часто пожизненные, травмы, а сотни совершают или пытаются совершить самоубийство».
То, что дедовщина сохраняется, несмотря на попытки властей покончить с ней, много говорит о трудности установления законности и соблюдения основных прав человека в России. Чтобы покончить с «правлением дедов», нужно новое поколение профессиональных сержантов и младших командиров. Но это требует значительного времени и усилий государства. Очень важны и такие организации, как Комитет солдатских матерей, постоянно рассказывающие о творящихся нарушениях и требующие привлекать к ответственности политическое и военное руководство. «Их усилия продемонстрировали, что даже в путинской России общественное мнение может что-то изменить», - заканчивает свою статью Скотт Палмер в «Крисчен сайенс монитор».
Крепкие решетки на камере Ходорковского. Столичная «Вашингтон пост» комментирует в редакционной статье последний виток в деле ЮКОСа. В ней говорится: «Мы не станем обвинять российского президента в излишней утонченности. В понедельник прокуратура предъявила обвинения двум былым политическим врагам господина Путина. Обвинения более чем невероятны. А реакция покладистой российской судебной системы неизбежна: признание виновности и увеличение сроков заключения экс-миллиардера и критика Кремля Михаила Ходорковского и его бывшего компаньона Платона Лебедева».
Прокуроры в Чите вдали от журналистов и адвокатов обвиняют их в отмывании ошеломительной суммы в 20 млрд. долларов путем перевода денег из одного подразделения ЮКОСа в другое. Ходорковский якобы сумел провернуть это в то время, когда финансовая отчетность ЮКОСа регулярно проверялась аудиторской фирмой PriceWaterhouseCoopers и умудрился сделать это так, что никто и не заметил, – ни бухгалтеры, ни акционеры, ни российские власти, наблюдавшие за ЮКОСом. Правозащитники отмечают, что осужденные могли бы получить возможность досрочного освобождения до парламентских выборов в этом году. Но новый приговор гарантирует, что Ходорковский не сплотит антипутинские политические силы, - продолжает «Вашингтон пост».
«Путин систематически подрывает институты демократии в России, одновременно устрашая своих соседей и сажая за решетку оппонентов. После обнародования новых обвинений против Ходорковсого пресс-секретарь госдепартамента США заявил, что такое развитие событий «поднимает вопросы о соблюдении Россией обязательств, которые принимают все демократические страны свободно-рыночной ориентации», и что американские политики обсудят этот вопрос с Кремлем «в должное время и на должном уровне». «Мы сомневаемся, что подобная перспектива заставит г-на Путина потерять покой и сон», - заключает столичная газета.
Избирательность российской Фемиды. На ту же тему высказалась и редколлегия ведущей газеты американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнэл»: «Колесо правосудия в путинской России движется странным образом, но последний его ход был на редкость очевиден. Прокуратура выдвинула против Михаила Ходорковского новые обвинения, которые, вероятно, гарантируют, что бывший магнат и политический оппонент Путина не покинет сибирскую тюрьму до президентских выборов следующего года». В предыдущем судебном процессе не было ничего, что позволяло бы надеяться, что на сей раз исход для будет иным. Ему могут добавить 15 лет тюремного заключения. Первый приговор Ходорковскому и лишение его свободы на 8 лет за уклонение от уплаты налогов позволили осуществить закулисную национализацию ключевых активов ЮКОСа. В следующем году он мог бы подать прошение о досрочном освобождении. Теперь не может.
Хорошо бы, если российские следователи были столь же упорны в преследовании убийц Анны Политковской, Ее дело до сих пор не раскрыто. Начиная с убийства тележурналиста Владислава Листьева в 1995 году, ни один виновный в каком-либо из громких заказных убийств в России не был осужден. В настоящее время Кремль занят тем, что осложняет жизнь властям Великобритании, стремящимся привлечь к ответственности убийц Александра Литвиненко. Британские следователи нашли следы радиоактивного вещества в отеле, на борту самолета и даже на сидениях лондонского стадиона, где побывал московский бизнесмен Андрей Луговой, отмечает «Уолл-стрит джорнэл».
Бывший кагэбэшник и его коллега встречались с Литвиненко в день, когда тот был отравлен. Полоний-210 был также обнаружен на стойке и в чайнике лондонского отеля, где они встречались. Очевидно, этих судебных доказательств недостаточно по российским стандартам. В Великобритании не было выдвинуто никаких обвинений, но российская Генпрокуратура в упреждающем порядке уже заявила о невозможности экстрадиции Лугового. Россия также отказывается разрешить британской полиции напрямую допросить его в Москве. Не надо быть специалистом по теории заговоров, чтобы высказать догадку, что Кремль хочет, чтобы Ходорковский оставался в Сибири, а дела Политковской и Литвиненко никогда не были раскрыты. И ему это удается.
Обзор составил Евгений Аронов