Линки доступности

«Oбъединение церквей завершится скандалом». О новой книге Константина Преображенского «КГБ в русской эмиграции»


Инна Дубинская: Сегодня у нас в гостях уже знакомый слушателям Константин Преображенский, бывший сотрудник КГБ, ныне независимый журналист, и его издатель Илья Левков. В издательстве Liberty в Нью-Йорке вышла новая книга Константина Преображенского «КГБ в русской эмиграции».

Разоблачительные книги о деятельности секретных служб, написанные их бывшими сотрудниками, всегда вызывают неоднозначную реакцию в любом обществе: от восхищения бесстрашием и честностью автора до возмущенного и даже брезгливого отношения к предателю. От чего зависит успех или анафема такого рода публикаций? Слово издателю, Илье Левкову.

Илья Левков: Живя на Западе более полувека и издавая на протяжении многих лет такие книги, я продолжаю удивляться написанному в них. Книга Константина Преображенского затрагивает духовные, церковные проблемы так, как о них никто никогда не писал. Никакие другие перебежчики этими темами не занимались, даже если были верующими христианами.

Успех таких книг зависит от нравственной позиции автора. Он не должен балансировать, служить одновременно и нашим и вашим. Автор должен быть бескомпромиссным и искренним. И, разумеется, обладать литературным талантом.

И.Д.: Г-н Левков, что заставляет вас издавать такие книги?

И.Л.: Мы знаем, что «умом Россию не понять, аршином общим не измерить». Константин Преображенский дает нам этот уникальный аршин. Он – чекист во втором поколении, его отец был генералом КГБ. Кроме того, он человек особой культуры: с одной стороны, чисто советской, но с другой – имеет очень глубокие российские, религиозные корни. Это делает его книгу неоспоримо уникальной.

И.Д.: Вы заинтриговываете читателя буквально с первой страницы, посвящая книгу людям с инициалами C.R. и L.E. Кого вы скрываете за ними?

К.П.: Это мои американские друзья и единомышленники, которые бескорыстно помогали мне в первые, самые трудные годы эмиграции.

И.Д.: Вы опасаетесь за их жизнь? Вы обозначили их только инициалами по соображениям безопасности?

К.П.: Да, именно из-за этого. Ведь США перенасыщены советской агентурой! Поэтому я и решил написать эту книгу, обращенную к русским эмигрантам. Мне стало их жалко и обидно за них. Уж настолько примитивно и грубо их облапошивает КГБ, и настолько наивно они сами суют голову в пасть тигра!

Ностальгия – это яд. Она лишает человека всякого критического восприятия. Особенно свойственна эта ностальгия тем русским эмигрантам, которые никогда в России не жили и не знакомы с нашей суровой действительностью.

Путин изменил концепцию российской разведки. Если в советское время КГБ делал основной упор на вербовку друзей СССР как коммунистической империи, то в наши дни это невозможно – на Западе этого не поймут, хотя чекисты до сих пор исповедуют коммунистическую идеологию. Поэтому путинские чекисты теперь вербуют иностранцев на почве любви уже не к СССР, а к России. А кто на Западе испытывает к ней сыновние чувства? Только русские эмигранты да православные иностранцы – американцы, англичане, французы. Для них Россия – это сказочный град Китеж, который может быть очень коварным.

<Вопрос Михаила из Риги>: Использовал ли автор книги архивные документы и какими источниками он пользовался при ее написании? И не наложила ли эмиграция отпечаток на содержание его книги?

К.П.: Доступа к архивам КГБ я давно уже не имею. Книга написана на основе показаний русских эмигрантов, священников и мирян, которые звонили мне со всего света и рассказывали, как их вербовал КГБ. В этом состоит уникальность и новизна. Такой книги до сих пор не было написано.

Я в первую очередь писатель, а не разведчик. Да, я вынужден был стать разведчиком, чтобы работать в Японии, поскольку я японовед. Но первые книги написаны мною в очень молодом возрасте. Мои повести «Каратэ начинается с поклонов» и « Очень новая старая пагода», созданные в возрасте 21 года, были включены Академией Наук СССР в академическую антологию «Советские писатели о Японии. 1917-1987». Изменить меня как писателя уже не может ничто.

<Вопрос одного из слушателей>: Бывший генерал КГБ Олег Калугин, выступая в минувшее воскресенье в Нью-Йорке на телевидении RTVI заявил, что к убийству Александра Литвиненко безусловно причастны российские спецслужбы. Их непрофессионализм он объяснил тем, что к руководству ФСБ пришли лейтенанты, не имеющие опыта. А кроме того, почему выбор пал именно на Литвиненко? Ведь другие перебежчики наносят гораздо больший ущерб!

К.П.: Полностью согласен с Олегом Даниловичем Калугиным. Мы с ним разговаривали об этом за несколько дней перед выступлением. Что касается второго вопроса, то Литвиненко нанес самый большой ущерб, потому что он в своих выступлениях затрагивал особу, которую в нынешней России трогать нельзя: священную особу Путина. Поэтому на него и пал выбор убийцы.

И.Д.: Вы были другом Литвиненко и знаете его судьбу. И тем не менее продолжаете разоблачать ФСБ и его предшественников. Что вами движет?

К.П.: Волков бояться – в лес не ходить. Мною движет стремление помочь людям. Ведь если бы я молчал в тряпочку, как делают все мои коллеги-чекисты (за редчайшим исключением), то сколько дополнительных смертей состоялось бы во всем мире, сколько людских судеб было бы сломано! В 90-е годы я часто выступал на международных конгрессах «КГБ: вчера, сегодня, завтра», проводимых фондом «Гласность». Путин все это разрушил. На этих конгрессах простые люди подходили ко мне и со слезами на глазах умоляли: «Пожалуйста, продолжайте рассказывать о КГБ! Ведь мы ничего этого не знаем! Это поможет нам уберечься от стольких подводных камней!»

<Вопрос из Минска>: Недавно Россия начала круглосуточное радиовещание на Запад на английском языке, скоро открывает такое же круглосуточное вещание на арабском. Вместо того, чтобы усилить Русскую службу «Голоса Америки», второй год ведутся разговоры о ее закрытии. Следует ли понимать это как полное поражение Вашингтона в информационной войне с Москвой? Этот же вопрос я также адресую Конгрессу США.

К.П.: Да, это так. Закрытие Русской службы «Голоса Америки» – это операция КГБ. Очевидно, Путин попросил об этом Буша, а тот согласился. К сожалению, американские власти не имеют адекватного представления о России. Здесь ее образ приукрашен не только путинской пропагандой, но и американскими советологами, которые под прикрытием буржуазной объективности на самом деле работают на Москву. Планы закрытия Русской службы вызвали широкое возмущение русской общественности Америки. Многие русские американцы направили письма протеста в Конгресс.

<Вопрос из Орла от Евгения Шварца, директора телевидения «ТВ Ва-Банк»>: В своей книге «КГБ в Японии» вы пишете о том, что управление «К», занимавшееся контрразведкой внутри разведки, очень мешало разведчикам. Нужно ли, по-вашему, такое управление? Чего оно больше принесло – вреда или пользы?

К.П.: Такое управление, может быть, и нужно, да только оно советское. А в СССР всякая работа сводилась к формализму. Да, управление «К» должно было выявлять изменнические намерения советских разведчиков, но ведь это невозможно! Разведчики тоже профессионалы. Кто же из них проболтается о том, что он собирается убежать в США? Управление » К» собирало сплетни и использовалось для сведения личных счетов: дипломаты и разведчики доносили друг на друга в управление «К», чтобы испортить карьеру сопернику.

И.Д.: Сегодня газета «Вашингтон пост» задает вопрос о том, почему Владимир Путин защищает Лугового и Ковтуна, подозреваемых в убийстве Александра Литвиненко. Газета отмечет, что «Скотланд-Ярд» считает убийство раскрытым именно потому, что это произошло в Лондоне, а не в Москве. Пока нет доказательств того, что г-н Путин приказал или одобрил использование лондонской «грязной бомбы». Однако вопросов к Путину становится все больше, пишет газета. Если российские власти невиновны, почему он лишают доступа к подозреваемым, почему они продолжают обвинять врагов Путина, не представляя никаких доказательств? Константин, завтра у президента Путина должна состояться ежегодная пресс-конференция с представителями мировых средств массовой информации. Как вы думаете, будут ли у него убедительные ответы на эти вопросы, если их зададут?

К.П.: Возможно, там и будут задавать эти наивнейшие вопросы. Ответ будет дан в путинском хамоватом стиле. Ведь внешняя политика и разведка России – это личный огород президента. Кто же из россиян посмеет вторгнуться в его личный огород без разрешения? Этих людей ожидает судьба Литвиненко. Разумеется, никогда таких доказательства западные спецслужбы не получат. Никто не позволит им прийти в Кремль и проводить там допросы. Все будет скрыто под грифом секретности. Но российская власть посылает Литвиненко и Политковской лишь посмертные проклятия. Это является косвенным доказательством вины.

«Вопрос от Владимира>: Олег Калугин говорил, что верил в положительные перемены в КГБ, поскольку поступал туда в годы хрущевской оттепели. Литвиненко, оказывается, тоже очень хорошо относился в КГБ, когда поступал туда. Можно ли верить этим басням? Неужели они не знали, чем занимается КГБ?

К.П.: Могли и не знать. Литвиненко происходил из простой семьи и мог питаться только данными официальной пропаганды. Отец Калугина не занимал в КГБ такого высокого положения, как мой. Поэтому я все знал и не испытывал никаких иллюзий. Я пошел в КГБ исключительно для того, чтобы иметь возможность работать в Японии. У меня, как у любого япониста, американиста или иного страноведа в советское время, были только два пути для того, чтобы работать в изучаемой стране: стать или агентом-доносчиком, которого вербуют, или офицером разведки, который сам вербует других. Разумеется, я выбрал второй путь как более солидный. Поэтому с первых дней учебы в Минской школе КГБ (кстати, вместе с нынешним министром обороны Ивановым) я начал писать разоблачительную книгу о КГБ. Она была опубликована в Японии в 1994 году, почти сразу после моего ухода из КГБ, и называлась «Шпион, который любил Японию». Она стала бестселлером.

И.Д.: Как же ваша книга вам сошла с рук? Ведь вас тогда ничего не стоило прищучить...

К.П.: Прищучить меня пытались, но ведь это было ельцинское время! В стране проводились хоть какие-то демократические преобразования, была хоть какая-то свобода слова! КГБ и коммунистическая партия подвергались публичному поношению, о чем сегодня и вспомнить страшно! Меня печатали в российских газетах, и я даже выступал там по телевидению, что сейчас невозможно представить!

Формально я законов не нарушал, потому что не раскрывал имен агентов и разведчиков. Но у меня пытались хитро выманить русский текст книги. Ко мне домой приходил мой бывший начальник в КГБ и требовал отдать ему оригинал. Я обманул его, сказав, что отдал японцам, но в 2000 году опубликовал его в московском издательстве «Центрополиграф» . Книга называлась «КГБ в Японии». Но уже наступили путинские времена, и тут-то я понял, что «дело пахнет керосином»! И перебрался в Америку...

<Вопрос от Давида из Германии>: Какова численность ФСБ? Также промелькнули сведения о том, что Патрушева в Антарктиду возила авиация ФСБ. Я что-то не слышал, чтобы в подчинении ЦРУ или ФБР были войска...

К.П.: В подчинении у ФСБ находится вся страна У ФСБ есть все – и войска, и даже своя церковь – Московская патриархия. Как говорили в советское время, «органы сильны связью с народом». Численность ФСБ – это вся страна. Путину удалось создать в России новый тип общественного устройства: империю КГБ.

<Вопрос из Чебоксар>: Видно, что многие из сотрудников «Немецкой волны» или радио «Свобода» работают на ФСБ. Как можно таких людей распознать?

К.П.: Да, радио «Свобода» находится под значительным влиянием КГБ. Мы много раз обсуждали эту тему с покойным Александром Литвиненко.

Распознать же российского разведчика за рубежом можно так. Если вам набивается в дружбу российский дипломат, журналист или иной представитель, приглашая вас в ресторан вечером или в выходные дни, то это – военнослужащий, чей рабочий день не нормирован.

Но ведь к вам могут подослать и агента – такого же, как и вы, русского эмигранта, только работающего на КГБ. Как его распознать? Для этого ему надо задать контрольный вопрос: «Правда ли, что сейчас у власти в России находится КГБ?» Если он начнет вас с жаром уверять, что КГБ уже не существует, что о нем нужно забыть и что у вас устаревшая информация, то это агент.

И.Л.: Ко мне сегодня зашла жена священника Русской Зарубежной Церкви и со слезами на глазах спрашивала: что будет, если нас заставят объединиться с советской церковью? Важное место в книге Константина Преображенского занимает глава «Операция “Зарубежная Церковь”».

К.П.: Вся так называемая Московская Патриархия построена на лжи. Она теснейшим образом связана с разведкой. Объединение с нею станет объединением с КГБ. Ведь руководят ею чекистские выкормыши.

В своей книге я написал, что в русской эмиграции есть семьи, работающие на КГБ целыми поколениями. Самый явный пример дает семья патриарха Алексия Второго. Ведь он тоже выходец из семьи белоэмигрантов, убежавших в Эстонию. Общеизвестно, что Алексий Второй – агент КГБ. Но ведь и его отец-белоэмигрант также был агентом!

А иначе почему он избежал репрессий после прихода в Эстонию Красной Армии? Ведь он не только был белоэмигрантом и священником, чего одного достаточно для двадцати лет лагерей, но еще и с немцами сотрудничал! Он служил молебны в концлагерях для советских военнопленных, куда ведомство Гиммлера допускало только священников-власовцев, агитировавших за вступление в его армию. Похоже, что отец Алексия Второго тоже был власовцем. Косвенно это подтверждается тем, что вместе с ним служил о. Александр Киселев, главный священник власовской армии.

Но и маленький Алеша Ридигер сослужил с ними, и, значит, тоже был власовцем! Да, он был только подростом, но ведь у нас и подростков сажали в лагеря за сотрудничество с немцами или украинскими националистами. А юного Алешу вместо ГУЛАГа направили сразу на третий курс Ленинградской духовной академии! Да еще в 1947 году, в разгар послевоенных репрессий! Так благодаря своему отцу, агенту НКВД из числа белоэмигрантов, Алеша Ридигер сделал прекрасную карьеру при большевиках.

А сейчас нас заставляют поминать его на каждом богослужении! Свободолюбивые граждане стран Запада никогда не пойдут на такое унижение. Пресловутое объединение Церквей, и без того непозволительно затянувшееся, окончится большим скандалом.

<Вопрос Юрия из Волоколамска>: Использует ли администрация президента Буша ваши советы и книги в своей деятельности?

К.П.: Ни одна американская газета ни разу не опубликовала мои статьи о деятельности КГБ в Зарубежной Церкви. Американцы вообще боятся затрагивать церковную тематику, чтобы не задеть чьих-либо религиозных чувств. Этим цинично и грубо пользуется путинская разведка.

И.Д.: Константин, к каким выводам вы хотите привести читателя книги «КГБ в русской эмиграции»?

К.П.: Многие из русских эмигрантов испытывают ложную ностальгию в отношении России, в то время как она не может быть для них нравственным образцом. Россия Путина погрязла во лжи и коррупции, встала на путь самовосхваления вместо покаяния и очищения. Нам, русским эмигрантам, нужно создавать свою, Зарубежную Русь – без продажных и запуганных судей, без хамства. Такую, какой должна была стать, но не стала наша Россия.

Заказать книгу можно по адресу Liberty Publishing House, 475 Fifth Avenue, Suite 511, New York, NY 10017-6220. Телефон 212-213-2126. Веб-сайт www.liberty-publishing.com. Электронная почта IlyaLevkov@gmail.com.

XS
SM
MD
LG