Линки доступности

Готовы ли шииты договориться с суннитами? Мнение экспертов


Решение президента Буша увеличить численность контингента вооруженных сил США в Ираке было принято с целью помочь иракскому правительству справиться с эскалацией насилия и предоставить шиитам больше времени, чтобы договориться с суннитским меньшинством о разделе власти. Однако некоторые аналитики сомневаются, что шиитское большинство в Ираке готово к компромиссам с суннитами.

На недавних сенатских слушаниях два эксперта по Ближнему Востоку обрисовали пессимистическую картину будущего Ирака. Это происходило в то время, когда члены американского Сената обсуждали проект резолюции о несогласии с решением президента Буша дислоцировать дополнительные войска в Ираке.

Ричард Хаас, президент Совета по международным отношениям, и Деннис Росс, отвечавший за ближневосточную политику в администрации президента Билла Клинтона, отмечают, что позиции иракских шиитов и суннитов по вопросу о будущем Ирака существенно расходятся и что стороны не готовы к компромиссу.

Несмотря на столь пессимистический прогноз, Хаас называет правильным решение президента направить в Ирак подкрепление в составе 21,5 тысячи военнослужащих. «Новый войсковой контингент, – считает он, – может дать иракскому правительству время для создания сторонам конфликта необходимых условий, позволяющих договориться о разделе власти и улучшить подготовку вооруженных сил и полиции. Если новый план Буша не увенчается успехом и в Ираке возникнет еще больший хаос, станет очевидным, что неудача произошла по вине самих иракцев. Это поможет американцам сохранить репутацию перед лицом международного сообщества».

Однако, по словам Хааса, увеличение численности американских войск в Ираке представляет собой большой риск для США. «Задача новой стратегии – дать иракскому правительству больше времени, чтобы навести в стране порядок, – замечает он. – Если бы иракцы действительно были твердо намерены принять необходимые меры, нам не нужно было бы дислоцировать дополнительный контингент войск. Новая стратегии администрации по Ираку имеет серьезный недостаток. Главная задача США – создать в этой стране функционирующую демократию, способную защитить права и интересы меньшинств. Но у иракского правительства есть и другая задача: в первую очередь оно стремится учитывать и защищать интересы собственного шиитского большинства».

Генерал Дэвид Петреус, выдвинутый Джорджем Бушем на пост командующего войсками в Ираке, является сторонником новой стратегии в Ираке. На его взгляд, она может принести ощутимые результаты уже к концу лета.

По словам Петреуса, главной задачей новых подразделений в Ираке станет обеспечение безопасности гражданского населения Багдада. Выступая на сенатских слушаниях, генерал Петреус сказал, что если иракское правительство не выполнит своих обещаний, он поставит вопрос о начале вывода американских войск из Ирака.

Президент Буш неоднократно подчеркивал уверенность в том, что премьер-министр Ирака Нури Малики сможет выполнить свое обещание нанести удары по шиитским боевикам и расширить участие суннитского меньшинства в правительстве. Однако сотрудник вашингтонского Института ближневосточной политики Деннис Росс, который разрабатывал американскую политику в этом регионе при президенте Клинтоне, считает, что нынешнее шиитское руководство Ирака не готово к компромиссам с суннитами: «Сунниты психологически не приспособились к новой для себя роли подчиненных, – указывает он, – а шииты ведут себя как лидирующее большинство, но они могут в любое время утратить свое преимущество».

По мнению Денниса Росса, лучший выход из создавшегося положения – по примеру Боснии разделить Ирак на три автономные региона – суннитский, шиитский и курдский, которые будут подчиняться центральному правительству в Багдаде. В ходе войны происходит миграция иракцев, и поэтому с демографической точки зрения раздел страны сейчас вполне реален, полагает он: «Каждый месяц до ста тысяч иракцев перемещаются в другие районы. Это конечно, печальное явление, так как миграция вызвана войной, но из этого процесса следует извлечь выгоду для будущего устройства страны».

Ричард Хаас, напротив, не считает раздел Ирака лучшим выходом из положения, поскольку он невозможен без готовности иракских лидеров к сотрудничеству между собой. «Я не согласен с боснийской моделью, – говорит он. – В Ираке ежедневно и ежечасно происходят не только демографические перемены, но и этническая чистка, которая не позволяет заложить прочный политический и экономический фундамент для будущего. Суннитское меньшинство останется недовольным. Вопрос упирается в справедливое разделение контроля над природными ресурсами и над принятием политических решений. Нельзя сводить все к территориальному и демографическому делению страны, как это произошло в Боснии. В Ираке стороны обязаны вести серьезный политический диалог, чтобы найти выход из создавшегося весьма сложного положения».

Деннис Росс согласен с тем, что боснийская модель в Ираке не сработает без компромиссов, но альтернатива, по его мнению, просто ужасна. Он опасается, что все кончится гражданской войной, которая будет длиться по меньшей мере 15 лет, пока стороны конфликта до конца не истощат своих сил.

По мнению Хааса, если этой произойдет, Соединенным Штатам нужно будет сделать все возможное, чтобы конфликт внутри Ирака не перерос в региональную войну. Он считает, что Соединенным Штатам следует дислоцировать свои войска на границах Ирака, сконцентрироваться на подготовке иракских вооруженных сил и сотрудников правоохранительных органов, добиться компромиссов от этнических групп и установить более тесные дипломатические отношения с соседними с Ираком мусульманскими странами.

XS
SM
MD
LG