Когда я шел на просмотр нового киномюзикла «Девушки мечты» (Dreamgirls) сценариста и режиссера Билла Кондона, то главный мой вопрос был: «Придумал ли он некий трюк, сходный с тем, что применил как сценарист в оскароносном «Чикаго», сделав музыкальные номера фильма плодом воображения заключенных в тюрьму преступниц?»
Билл, когда я с ним беседовал на съемочной площадке картины, говорил, что этот фильм будет ближе к реальности, чем «Чикаго», насколько, естественно, позволяет эстетика киномюзикла. Конечный продукт, как мне кажется, все-таки отстоит от реальности на приличное расстояние (что и пристало жанру), но все же не до конца держит дистанцию между театром и кино.
При этом сразу отдам должное Кондону-режиссеру. Его твердая рука и острое кинематографическое видение ощущаются постоянно. Но также постоянно они сталкиваются с его слишком очевидным почтением к сценическому оригиналу, каковое почтение оказывает тормозящее влияние на в целом динамичное кинематографическое зрелище. Хорошо было бы сократить фильм минут на двадцать.
Такого пиетета Кондон не испытывал к первоисточнику «Чикаго», в чем ему полностью потворствовал режиссер Роб Маршалл, который, хоть сам и человек сцены, полностью реализовал сценарные киноидеи Кондона и внес в постановку свою специфическую динамику, вдохновленную работой с великим театральным хореографом и мощным кинорежиссером Бобом Фоссом, автором сценического и кинематографического «Кабаре» и классической бродвейской версии «Чикаго».
Поймите меня правильно. Я был очарован многими сценами «Девушек мечты», которые Кондон с помощью оператора-постановщика Тобиаса Шлиссера поставил и осветил совершенно не по-театральному. Камера здесь постоянно движется, подавая центральные для мюзикла музыкальные номера под разными интересными углами и всячески обыгрывая великолепные костюмы в духе показываемых 60-х и 70-х годов, когда происходит действие картины.
Она начинается с конкурса местных чернокожих талантов в Детройте. Похоже, что нарождается новая музыка, отражающая социальные процессы в афро-американской общине и перемены в расовых отношениях в стране в целом.
Куртис Тейлор (Джейми Фокс) занимается продажей автомобилей, но ему хочется пробиться в музыкальный бизнес, который становится все более доступным для афро-американцев (которых тогда еще так политкорректно не называли). Куртис замечает на конкурсе группу из трех чернокожих девушек – Дины Джонс (Бейонсе Ноулс), Лорелл Робинсон (Аника Нони Роуз) и Эффи Уайт (Дженнифер Хадсон). Они молоды, хороши собой и прилично поют. Это то, что как раз и нужно Куртису. Он приглашает группу в подпевку многообещающему певцу Джеймсу Эрли (Эдди Мерфи). Но позже он делает их солирующим ансамблем.
Мы следим за творческой карьерой девушек на фоне социальных и культурных перемен в Америке, которые выражаются далеко не только в смене моделей автомобилей и одежды, – хотя и эти элементы играют большую роль в визуальном стиле фильма. Они реалистичны и одновременно стилизованы, поскольку автор не может забывать о том, что даже если он показывает реальную улицу или аэропорт, это все равно декорация. Ведь только театральный прием условности может заставить зрителя на время забыть, что в реальной жизни люди не поют друг другу о любви.
Любви, в том числе и несчастной, в картине достаточно. И все основные песенные номера фильма – о любви. Они, в отличие от «Чикаго», происходят не в воспаленном мозгу тюремных обитательниц, а на реальных подмостках. Номер может начинаться в артистической уборной, а потом персонажи быстро, продолжая петь, выходят на прилегающую сцену, делая явную театральность происходящего более убедительной.
Бейонсе Ноулс, будучи звездой эстрады, всегда на профессиональной высоте. Но она так хороша собой и так стерильно поет, что все ее старания выглядеть интересной драматической актрисой напрасны. Ее просто с удовольствием наблюдаешь, как часть красивого антуража.
Полная противоположность ей – Дженнифер Хадсон, которая не только мощно поет, но и точно передает эмоции неудачницы, которая, как водится в кино, преодолевает препятствия и в конце выходит победителем.
Но настоящей сенсацией картины является Эдди Мерфи, которого мы знаем как довольно успешного комика. В «Девушках мечты» Мерфи не только демонстрирует незаурядное лирико-драматическое дарование, но и прекрасно поет в сложных песенных жанрах. Его выбор на роль оказался идеальным.
Заключение по фильму в целом такое: «Девушки мечты» не вполне оправдывают большие ожидания, но картина явно поднимается выше среднего уровня киномюзикла.