Линки доступности

Общий трансатлантический рынок? Мнения экспертов


С 1 января текущего года председательство в Европейском Союзе перешло к Германии. Как заявила канцлер Ангела Меркель, своим главным приоритетом Бонн намерен сделать улучшение торгового и инвестиционного климата в отношениях между Европой и США. Глава правительства Германии намеревается обсудить с президентом США Джорджем Бушем идею создания единого трансатлантического рынка. По мнению американских аналитиков, общий трансатлантический рынок может принести его участникам огромную экономическую выгоду.

По словам профессора университета Джонса Хопкинса Дэниэла Хэмилтона, трансатлантическая экономика в своей совокупности далеко превосходит любые другие глобальные экономические форумы: «Это, безусловно, будет самой большой экономикой в мире, с чем бы ее ни сравнивать. Уже сегодня ее объем равняется 3,75 триллионам долларов, по обе стороны Атлантики в ней занято около 14 миллионов человек».

Канцлер Ангела Меркель возглавляет страну, которая является самым крупным в мире экспортером и имеет самую мощную экономику в Европе. В недавнем газетном интервью Меркель заявила о намерении воспользоваться председательством Германии в ЕС для того, чтобы укрепить экономическое сотрудничество между США и ЕС. Как отмечает профессор Хэмилтон, речь идет здесь идет отнюдь не о новом соглашении о торговле. Инициатива немецкого канцлера направлена на создание общего трансатлантического рынка, который бы регулировался едиными правилами.

«Торговля составляет всего около 20% трансатлантических отношений, – напоминает американский эксперт. – Большая их часть приходится на инвестиционные потоки, и в этом заключается отличие от других регионов мира. ЕС инвестировал в одном только штате Техас больше, чем США инвестировали в Японии и Китае вместе взятых».

Гэри Литтман является вице-президентом, курирующим Европу и Евразию, в Торговой Палате США, которая представляет интересы частного бизнеса. По его мнению, необходимость того, чего хочет добиться Ангела Меркель, уже давно назрела. «США и ЕС не должны воспринимать свои хорошие экономические отношения как нечто само собой разумеющееся, – подчеркивает он. – Нам необходима законодательная база для обмена инвестициями, для торговли, но особенно мы нуждаемся в экономических правилах. Нам нужны новые общие правила, регулирующие производство на трансатлантическом рынке».

Как показал анализ, проведенный Организацией экономического сотрудничества и развития, согласование базовых правил между Европой и США даст прибавку к ВВП в один процент. Это все равно, как если бы каждому жителю США и ЕС начислили дополнительно одну годовую зарплату за время трудового стажа.

Профессор Хэмилтон считает, что инициатива канцлера Меркель позволит трансатлантической экономике возглавить процессы глобализации. «Не следует ли именно нам, США и ЕС, объединившись, повести мир за собой к глобальной экономике? – спрашивает он. – Альтернатива этому – усиление протекционизма и конкуренции между США и ЕС в таких странах, как Китай, Индия, Корея. Не следует ли нам задуматься, как нам сообща решать проблемы глобализации, раз уж мы и так тесно связаны друг с другом?»

По мнению Гэри Литтмана, единый трансатлантический рынок также поможет повысить качество продуктов, причем как товаров, так и финансовых услуг: «Мы с ЕС совместно составляем огромную часть мирового рынка. Именно мы устанавливаем мировые стандарты. Заверяю вас, если США м ЕС договорятся о качестве, об открытых и предсказуемых отношениях, то остальной мир за нами последует».

Хотя у новой идеи есть противники по обе стороны Атлантики, в прошлом месяце Сенат США единогласно принял резолюцию, одобряющую концепцию единого трансатлантического рынка. Многие эксперты считают, что такой рынок может стать реальностью уже в следующем десятилетии.

XS
SM
MD
LG