Линки доступности

Новости Голливуда: тревоги и итоги 2006 года


Как известно, конец света предсказывался не раз. Слава Богу, пока это не случилось.

Точно так же неоднократно предсказывалось скорое прекращение посещения кинотеатров зрителями. Особенно острая дискуссия по этому поводу шла в Голливуде и окологолливудских кругах в уходящем 2006 году, причем подогревалась она быстрым прогрессом в области технологии передачи сигнала на разные носители, включая мобильные телефоны, способные воспроизводить заснятое на пленку или «цифру» развлечение – кинофильмы в том числе.

И что же в итоге? Перефразируя Марка Твена, можно сказать, что слухи о смерти кинематографа в том виде, в каком мы его знаем, – они снимают кино, а мы ходим в кинотеатры его смотреть, – сильно преувеличены.

В течение кинематографического 2006 года в прокате не было ни очередного «Гарри Поттера», ни «Властелина колец», ни «Человека-паука», ни тому подобных франчайзов суперблокбастеров, за исключением разве что второй серии «Пиратов Карибского моря». Кандидаты в таковые суперблокбастеры «Возвращение Супермена» и «Невыполнимое задание-III» оказались кассовыми разочарованиями. Но при этом, обратите внимание, посещаемость кинотеатров выросла на 5% (по данным авторитетной газеты «Нью-Йорк таймс»). Газета индустрии развлечений Variety скромнее оценивает рост посещаемости (который не надо путать с ростом кассовых сборов: они не дают необходимой картины в связи с ростом цен на билеты и инфляцией) – 4%. Что тоже неплохо.

Эти обнадеживающие результаты не исключают того, что перемены в индустрии неизбежны. Они идут, но явно с меньшей скоростью, чем предсказывали пессимистические кассандры. В частности, один из руководителей студии New Line Боб Шей предупреждал о «сейсмических сдвигах в привычках людей», имея в виду привычку ходить в кино. Может быть, в исторической перспективе эта привычка и исчезнет, или радикально изменится. Но пока что, как показывают цифры, темп этих перемен не так уж быстр. И, как оказывается, дело не в технологии, а в качестве фильмов.

Такая непритязательная, но умная и ироничная «независимая» комедия, как «Маленькая мисс Счастье», оказывается «спящим» хитом проката, триллер «Отступники» режиссера Скорсезе и псевдодокументальная комедия «Борат» легко переваливают за 100 миллионов долларов кассовых сборов, поскольку рассказывают интересные людям истории, облеченные в интересную художественную форму.

Если раньше доминировала мысль If you build them, they will come, означающая, что если построить мультиплексы, то публика сама придет, то теперь «новый» Голливуд начинает понимать то, что давно понимали его малообразованные «отцы-основатели»: люди хотят смотреть фильмы, которые не только поражают воображение возможностями компьютерных спецэффектов, но и фантазией человеческого разума в рассказах о жизни. В конце концов природа человека не так уж сильно изменилась по сравнению с теми временами, когда племя собиралось у костра, чтобы послушать рассказы бывалых соплеменников.

Я бы все же предостерег от слишком настойчивых сопоставлений кассовых сборов с качеством фильмов. Иногда вполне достойные произведения экрана не находят дорогу к зрителю по самым разным причинам– например, из-за непродуманной даты выпуска или плохого маркетинга картины.

Среди лучших фильмов 2006 года есть несколько фильмов, чьи кассовые сборы пока весьма скромны, но художественные достоинства несомненны. Я говорю о картинах, удостоенных многочисленных наград различных организаций критиков и профессионалов кинематографа. К настоящему моменту номинации на «Оскар» еще не объявлены, но среди победителей разных опросов и номинантов на престижный приз «Золотой Глобус» доминируют, кроме упомянутых выше «Маленькой мисс Счастье», «Отступников» и «Бората», не самые кассовые фильмы. В частности, драмы «Вавилон», «Королева», «Малые дети», «Бобби», комедия «Здесь курят!» и мюзикл «Девушки мечты».

Совершенно новым феноменом Голливуда стал почти одновременный выход на экраны двух фильмов на иностранных языках, поставленных англоязычными мастерами Голливуда. Мел Гибсон как режиссер поставил приключенческую драму «Апокалипсис» на языке индейцев майя, а легендарный Клинт Иствуд – военную драму на японском языке «Письма с Иводзимы». В Америке она пока идет в ограниченном прокате, зато в Японии уже не первую неделю лидирует в прокате.
Оба фильма, между прочим, оказались номинированными на «Золотой Глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», потеснив много вполне достойных картин, присланных на конкурс иностранными продюсерами.

Не исключено, что 2006 год ознаменует еще один шаг к тому, что американцы продолжат с новым интересом относиться к субтитрированным фильмам на иностранных языках. Эта тенденция проявляет себя и в стабильной посещаемости китайских фильмов, основанных на восточных единоборствах, и в сенсационном успехе итальянской картины «Жизнь прекрасна», удостоенной трех «Оскаров» несколько лет назад, и в сегодняшнем интересе к фильму испанского режиссера Альмодовара «Возвращение». И фильм, и исполнительница главной роли в нем Пенелопа Круз имеют реальные шансы на номинации на «Оскар».

Только эта высшая награда американской Академии киноискусства по-настоящему расставит все на свои места в плане художественных итогов 2006 кинематографического года.

Но, как это часто случается, номинации и тем более победы на «Оскаре» могут также поменять прокатную судьбу фильма и повлиять в положительном смысле на финансовый баланс Голливуда за 2006 год.

XS
SM
MD
LG