Линки доступности

Природный газ как политическое оружие Москвы. Мнения экспертов


Российский энергогигант «Газпром» сообщил о резком повышении цен на газ, поставляемый Беларуси. Вначале он хотел повысить цены на природный газ с 1 января в четыре раза и брать 200 долларов за 1000 кубометров газа. Однако впоследствии представители компании заявили о возможности сокращения предполагаемой цены наполовину в обмен на 50%-ю долю владения трубопроводом, проходящим по территории Беларуси, по которому российский газ доставляется в европейские страны. В ходе переговоров между российской и белорусской сторонами не удалось достичь прогресса, что создало угрозу отключения газа для Беларуси с начала 2007 года.

По мнению экспертов, это может еще больше осложнить отношения между Москвой и Минском. Россия является одним из немногих союзников Александра Лукашенко, которого ряд западных лидеров называют «последним диктатором Европы».

Напряженность в отношениях между Москвой и Минском указывает, что российское руководство вовсе не так уж сильно предано Лукашенко, считает специалист по России из Колумбийского университета Роберт Легволд: «По-моему, российское правительство готово дать понять Лукашенко, что у него есть рычаги, с помощью которых оно будет регулировать отношения между двумя странами с учетом интересов Москвы, как экономических, так и политических. Я не думаю, что Россия пытается заставить Лукашенко изменить политическую ситуацию. Я считаю это явным указанием на то, что Россия намерена отстаивать свои собственные интересы и не собирается делать щедрые подарки в качестве символа сближения».

По мнению ряда аналитиков, сейчас как никогда раньше Москва полна решимости использовать свои огромные запасы нефти и газа в качестве инструмента политического давления. Сотрудник Гарвардского университета Маршалл Голдман отмечает, что эта тенденция началась еще несколько лет назад.

«В 1999 году, когда началось повышение цен на нефть, Россия расширила объем нефтедобычи, и в связи с повышением объема экспорта нефти у нее возникло положительное торговое сальдо, – напоминает Голдман. – Конъюнктура рынка энергоносителей улучшилась за счет дополнительных потребностей таких стран, как Китай и Индия. Россия поняла, что, экспортируя нефть и газ, она сможет получить колоссальные выгоды, и не только экономические. Это будет способствовать росту ее престижа на мировой арене, расширит ее влияние и создаст такие рычаги давления, какими она раньше не располагала».

В начале 2006 года «Газпром» прекратил доставку природного газа Украине в связи с разногласиями по поводу цен. Этот конфликт был быстро улажен, хотя он на короткое время он приостановил поставки газа европейским странам, за что Россию осудил целый ряд государств.
Однако Роберт Легволд не считает, что Россия будет использовать нефть в качестве рычага давления на Европу: «На макроэкономическом уровне экономика Европы зависит от поставок российского природного газа на 30-35%. Однако Россия зависит от Европы, так как поставляет на европейский рынок 80% своего природного газа. С одной стороны, можно говорить о рыночной зависимости Москвы, так как в данное время у нее нет возможности направить запасы своего природного газа в другие регионы, например, в Азию, поскольку там отсутствуют газопроводы».

Роберт Легволд не видит причин, почему бы Россия захотела по политическим мотивам прервать поставки природного газа в Европу и тем самым дискредитировать себя как надежного поставщика энергоносителей на международный рынок. По его мнению, это представило бы Москву в негативном свете, особенно перед потенциальными клиентами, такими, как Индия и Китай, поставки природного газа которым принесли бы Москве крупные выгоды.

XS
SM
MD
LG