Американские газеты, будучи деловыми предприятиями, предоставляют свои страницы для рекламы самого разного сорта – коммерческой, общественной, политической и так далее. Немалая площадь отводится под личные объявления. Рекламный отдел влиятельной столичной газеты «Вашингтон пост» в этом смысле не исключение. Ее издатели давно установили правила, исключающие некоторые (весьма немногочисленные) виды платных объявлений. Все остальное печатается в том виде, в котором поступает в газету.
Недавно читателям «Вашингтон пост» был предложен новый проект, который не мог не привлечь внимания хотя бы объемом. Это - шестистраничное приложение под названием Trendline Russia («Российские тренды»), плод сотрудничества агентства печати «РИА-Новости» и «Российской газеты». Как отмечают московские издатели, целью начинания является создание за рубежом позитивного представления о России. Помимо вашингтонской газеты «Российские тренды» должны печататься в лондонской «Дэйли телеграф» и пекинской «Женьминь жибао».
Мероприятие не из дешевых. По словам коммерческого менеджера «Вашингтон пост» Амера Ягуба, стандартная цена такого приложения -135 тысяч долларов, однако его газета предоставляет московским партнерам большую скидку. Комментируя реакцию американцев на российскую публикацию, Ягуб говорит: «Я был весьма удивлен, когда в первый же день выхода в свет российского приложения к нам в редакцию поступило множество отзывов. Среди читателей оказались и представитель госдепартамента, и школьная учительница из Вирджинии, которая попросила выслать ей 30 экземпляров приложений. Один из читателей сказал мне, что приложение интересно уже тем, что через него узнаешь, что думают о себе россияне».
В новом приложении печатаются интервью с ведущими политиками и экономистами России, статьи о деятельности российской банковской системы, успехах самолетостроения, проблемах в области здравоохранения, достижениях в науке и спорте, информация о туризме... всего не перечесть. Московские издатели объясняют необходимость таких публикаций тем, что иностранные корреспонденты в России передают в свои издания преимущественно негативную информацию, а позитивные материалы о России просто не публикуются.
Амер Ягуб смотрит на это следующим образом: «То, что пишут сотрудники нашего корпункта в России, ничего общего не имеет с рекламой. Я думаю, это даже интересно, когда газета рекламирует зарубежную страну в одной секции, а в другой публикует статью своего сотрудника с критикой ее правительства. Не вижу в этом ничего плохого. Корреспондент, работающий за рубежом, должен быть свободным в своих действиях и выражать свою точку зрения. Однако, думаю, и России надо представить возможность напрямую вести беседу с зарубежными читателями».
Иного мнения придерживается Бен Скотт из неправительственной организации «Фри Пресс» («Свободная печать»): «Очевидно, что интенсивная пропагандистская кампания во влиятельной столичной газете США, начавшаяся в день встречи президентов Путина и Буша в ноябре, весьма дорогостоящий жест со стороны русских. Как мне представляется, такая реклама – пустая трата денег. Развернув первую страницу и обнаружив, что приложение оплачено российским правительством, многие просто не захотят читать дальше. Я уверен, мало кто из читателей обратит серьезное внимание на Trendline Russia».
Имидж России за рубежом складывается из информации, которую передают иностранные корреспонденты с мест событий, продолжает Бен Скотт: «Если газеты пишут об убийствах журналистов в России, об отравлении людей, о контроле властей над СМИ, о непрерывном урезании свободы прессы, я сомневаюсь, что даже самое лучшее рекламное приложение способно восстановить репутацию страны».