В пятницу в Кремле состоялась встреча президентов России и Беларуси Владимира Путина и Александра Лукашенко. Саммит проходил на фоне очередного обострения отношений между двумя странами, возникшего .
в конце ноября во время саммита СНГ. Напомним, что тогда планировалось обсуждение реформы Содружества Независимых Государств, однако никаких заявлений по этой теме никто из глав государств по завершении переговоров принципиально не делал, Путин не явился на итоговую пресс-конференцию, а российские корреспонденты из кремлевского пула вообще бойкотировали саммит из-за того, что власти Беларуси не аккредитовали трех их коллег.
В свою очередь Александр Лукашенко провел переговоры с президентами стран, входящих в блок ГУАМ, по вопросам взаимодействия в области энергетики. А Россия, как известно, с недоверием относится к любым межгосударственным объединениям, в которых не участвует сама.
И вот в начале той недели правительством Российской Федерации было принято решение о введении экспортной пошлины на поставки нефти в Республику Беларусь. На деле это означает, что Москва претендует примерно на 2 миллиарда долларов из белорусского бюджета ежегодно. А в четверг вечером МИД Беларуси выступил с официальным заявлением, в котором, в частности, говорится: «Введение Россией таможенных пошлин на поставку нефти в Беларусь нарушает ряд действующих соглашений, определяющих режим свободной торговли без изъятий и ограничений между двумя странами».
Таким образом, Минск фактически обвинил Москву в проведении политики, ведущей к развалу союза двух государств. Между тем не секрет, что в Кремле хотели бы поскорее организовать и в России и в Беларуси референдум о создании союзного государства. Это особенно важно в связи с объявлением выборов российского президента и неопределенностью с главной фигурой операции «Наследник».
Встреча Владимира Путина и Александра Лукашенко один на один продолжалась более трех часов. По итогам переговоров президент Беларуси не сформулировал ничего определенного, сказав буквально следующее: «Думаю, что в ближайшее время мы сможем снять очень многие вопросы, которые стали тяжелыми для нас, – не болезненными, но тяжелыми».
Комментарий Владимира Путина был еще более обтекаемым. Президент России отметил, что они с Лукашенко поддерживают «регулярные прямые контакты» и в текущем году проводят уже второе заседание Высшего Государственного Совета России и Беларуси.
Таким образом, о реальных договоренностях (или об отсутствии таковых) общественность двух стран узнает много позже и из менее высокопоставленных источников.
Между тем известно, что жесткая позиция российского руководства по отношению к государствам Балтии не заставила народы Эстонии, Латвии и Литвы отказаться от независимости, а наоборот, стимулировала их ускоренную интеграцию в евроатлантические структуры. Возможен ли такой же вариант и в случае с Беларусью? Руководитель минского научно-исследовательского центра Мизеса белорусский экономист Ярослав Романчук сомневается в этом. Вместе с тем он приводит данные социологических опросов, согласно которым лишь 5-7% белорусов хотели бы, чтобы их страна вошла в состав России, а остальные отдают примерно равное предпочтение интеграции с ЕС или с так называемым Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭс), при соблюдении государственного суверенитета.
Так или иначе, идею союзного государства с Россией поддерживает явное меньшинство страны, и это при том, что – номинально - Александр Лукашенко считается пророссийским политиком. Эти социологические данные известны и в России, поэтому в ближайшее время проведения референдума о союзном государстве (которое вот уже 10 лет существует на бумаге) вряд ли стоит ожидать.