Линки доступности

Обзор печати от 8 декабря 2006 г.


Литвиненко: кто виноват? Тема убийства Александра Литвиненко по-прежнему не сходит со страниц американских газет. Колумнист столичной «Вашингтон пост» Чарлз Краутхаммер посвятил свою статью ответу на извечный вопрос «Кто виноват?». Он начинает с полемики с теми, кто утверждает, что убийство Литвиненко было настолько неприкрытым, настолько наглым и неряшливым (пять самолетов заражено, 30 тысяч человек предупреждено об опасности, в десятках мест Лондона обнаружена радиация), что вряд ли это дело рук КГБ. «Но в этом-то вся и прелесть, – считает автор. – Орудуй у всех на виду, действуй нагло – и пусть потом эти умники-полудурки на Западе рассуждают, что это был не ты, потому что все сработано тяп-ляп».

Другой резон для того, чтобы действовать неприкрыто и нагло, по его мнению, состоит в том, чтобы послать сигнал. Это предупреждение всем будущим Литвиненко о том, что может их ожидать, если они и дальше будут действовать против российского государства. Тебя достанут даже в Лондоне, городе закона и порядка. Тебя достанут даже в том случае, если потом газеты целый месяц будут пестреть негативными заголовками.

Американский публицист приводит еще один аргумент противников версии КГБ: органы, по их утверждению, не стали бы прилагать столько усилий для охоты за такой мелкой сошкой, как Литвиненко. Что ж, может, он и был мелкой сошкой, но расследования его были отнюдь не мелкими, парирует автор. К тому же, считает он, даже малая значимость самого Литвиненко полностью отвечает замыслу КГБ. Если органы готовы к таким усилиям, такому риску и такому шуму в деле уничтожения столь мелкой фигуры, то ни один критик диктатуры Путина не может чувствовать себя в безопасности, пишет Чарлз Краутхаммер в газете «Вашингтон пост».

«Новая газета» – опасное место для журналистов. «Россия – одно из самых опасных в мире мест для журналистов. А самое опасное место для работы журналиста в России – это «Новая газета», – пишет московский корреспондент «Уолл-стрит джорнэл» Гай Чейзан. За последние шесть лет она потеряла трех своих репортеров. Одного забили до смерти молотком. Другой умер от аллергической реакции, которая, как подозревают родственники, была результатом отравления. Третья – Анна Политковская – была застрелена два месяца назад в подъезде собственного дома. А недавно двум ведущим репортерам газеты пригрозили расправой».

«В условиях, когда оппозиционеров убивают, изгоняют из страны или запугивают, вынуждая молчать, «Новая газета» остается одним из последних оплотов свободы слова в России, – пишет автор. – Благодаря такой репутации она приобрела влиятельных друзей на Западе. Во время своего октябрьского визита в Москву государственный секретарь США Кондолиза Райс пригласила редакторов газеты к себе в гостиницу. «Я хочу подчеркнуть, что вы не одиноки в своей борьбе», – сказала она им».

«Но сотрудники газеты остро ощущают свое одиночество и незащищенность, – продолжает американский журналист. – Когда-то статьи «Новой газеты» вызывали мощную реакцию, из-за них назначались парламентские слушания, они даже приводили к отставкам высокопоставленных фигур. Сейчас этого практически не происходит. Репортеры продолжают публиковать нелицеприятные разоблачительные материалы, но эта информация мало до кого доходит. Сегодня, когда три наиболее известных ее журналиста мертвы, когда общий тираж газеты уменьшился до 172 тысяч экземпляров, когда остальная независимая пресса либо доживает свой век, либо уже умерла, «Новая газета» рискует оказаться преданной всеобщему забвению».

Московский корреспондент «Уолл-стрит джорнэл» завершает свою статью словами заведующего отделом расследований «Новой газеты» Романа Шлейнова: «Даже если мы напечатаем фотографии, на которых Путин на пороге Кремля получает чемоданы денег, никому до этого не будет дела».

Россия: еще не враг, но уж точно не друг. Убийству Литвиненко посвящена и статья Макса Бута в «Лос-Анджелес таймс». Однако автор – научный сотрудник Совета по иностранным отношениям – рассматривает это убийство в контексте внешней политики. «Есть много способов убрать человека с дороги так, чтобы его смерть выглядела как несчастный случай, самоубийство или уличный грабеж, – пишет Бут. – Но в намерения убийцы Александра Литвиненко (кто бы он ни был) это явно не входило. Для убийства специально было использовано столь экзотическое орудие убийства, как радиоактивный изотоп полоний-210, чтобы сказать всем: не стойте на пути у российской власти».

«Развернув репрессии внутри страны, Путин с таким же настроением вышел и на международную арену, – отмечает автор. – Задавшись целью и дальше «прижимать к ногтю» Украину и Грузию, Россия пытается удушить демократические революции в этих странах экономическими способами. Во главе Чечни Москва посадила кровавый марионеточный режим, она экспортирует оружие в Китай, Венесуэлу, Сирию и другие страны, противостоящие США. Наиболее опасная сделка, заключенная Россией, – продажа Ирану ядерного реактора и ракетно-зенитных комплексов для его защиты, тем более что Россия при этом блокирует введение санкций ООН против Тегерана».

Макс Бут считает, что Россия еще не превратилась в открыто непримиримого врага Соединенных Штатов, но она уже точно им не друг. И пока не поздно, он призывает США и их союзников предпринять определенные шаги. Первое, что необходимо сделать, по его мнению, – это приступить к вовлечению в западную сферу влияния таких государств, как Грузия и Украина, как через двусторонние альянсы, так и путем принятия их в НАТО и Европейский Союз. Второе – это увеличить объемы финансирования организаций гражданского общества в России. Кремль в последнее время преследует неправительственные организации, потому что боится народной революции, замечает автор, и самое лучшее, чем может ответить Запад, – направить в бюджеты этих организаций, а также в поддержку независимой прессы, еще больше средств.

По мнению Макса Бута, правительства западных стран также могут намекнуть западным компаниям и финансовым рынкам, что инвестиции в Россию – это не так уж хорошо. Работа нефтегазовой отрасли – поставщика главного российского экспортного товара – до сих пор зависит от иностранного капитала и опыта зарубежных специалистов, поэтому замедление притока инвестиций обойдется Москве очень и очень дорого.

«Но самое главное, – резюмирует американский политолог в своей статье в газете «Лос-Анджелес таймс», – это чтобы в Вашингтоне перестали думать о том, как понравиться Путину, и начали думать, как сорвать его антилиберальные имперские замыслы».

Обзор подготовила Инна Озовская.

XS
SM
MD
LG