Линки доступности

Новости Голливуда: «В поисках счастья»


В оригинальном названии фильма уже содержится подвох: по-английски оно пишется как The Pursuit of Happyness (через «Y») и на слух воспринимается как «стремление к счастью». Однако мой компьютер немедленно подчеркнул это английское слово красной волнистой линией как ошибку. И действительно, по-английски «счастье» пишется «happiness» (через «I»).

В фильме «В поисках счастья» есть сцена, в которой орфографическая ошибка объясняется: – кто-то нацарапал это слово с ошибкой на стене дешевого детского сада в китайском квартале Сан-Франциско, куда водит своего ребенка главный герой картины Крис Гарднер (Уилл Смит). Но, конечно, у сценариста Стивена Конрада и режиссера Габриэле Муччино на уме было нечто совсем другое. Дело в том, что если написать фразу без ошибки, то это будет часть прямой цитаты из американской Конституции: каждый человек «имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

В одном из монологов в фильме Крис Гарднер устами Уилла Смита говорит, что стремление к счастью – не то же самое, что право на счастье. Хотя для многих американцев, а тем более для миллионов обездоленных со всего света, жаждущих приобщиться к Великой Американской Мечте, эти два понятия практически неразделимы. Кто-то умно внушил миллионам страждущих и жаждущих мысль, что если изрядно постараться, то стремление к счастью непременно приведет к обладанию таковым.

В один из не очень прекрасных для него моментов безработный и бездомный Крис Гарднер произносит такую тираду: «Никогда и никому не позволяй сказать тебе, что ты чего-то не можешь... У тебя есть мечта, ты ее должен защитить... Если хочешь добиться чего-то – иди и добивайся этого. Точка».

Легче сказать, чем сделать. Что и происходит в фильме с Крисом Гарднером.

Мы знакомимся с ним в критический момент его жизни. Дело происходит в начале 80-х годов. Крис с женой затеяли бизнес по продаже новомодных медицинских аппаратов по проверке плотности костей человека. Как и подавляющее большинство новых бизнесов в Америке (смотри статистику!), этот оказался провальным. Жена Криса Линда (Тэнди Ньютон) вынуждена пойти работать на тяжелую и малооплачиваемую работу, чтобы их пятилетний сын (реальный сын Уилла Смита Джейден Смит) не оставался голодным. Но она с каждым днем все меньше согласна терпеть лишения, и в конце концов оставляет свою семью. Крис не может платить за квартиру, и они с маленьким сыном остаются на улице.

Авторы безжалостно вводят нас в мир ночлежек и деклассированных элементов. Эта другая Америка до сих пор существует рядом со сравнительно благополучными нами, и в этом смысле мало что изменилось с 80-х годов.

Но поскольку Крис не алкоголик, не психически больной человек и не лентяй, каких немало бродит по улицам больших американских городов, то картина, как говорится, бьет нас в поддых: нетрудно представить себя на месте аккуратного и чистого Криса, который попал в беду. Но, ночуя в общественных туалетах с ребенком, стоя в очереди на кровать в ночлежке, герой фильма сохраняет свою мечту стать биржевым брокером, поскольку (дело происходит в период биржевого подъема) считает биржевых маклеров самыми счастливыми людьми на свете.

Что интересно, Крис своей цели добивается. Я смотрел картину, зная, что она основана на документальной книге-бестселлере реального Криса Гарднера – чернокожего биржевика, ставшего мультимиллионером. Поистине из грязи в князи! Если не знать, что в его случае счастливый конец стал возможен, то напрашивались бы упреки авторам в том, что они сочинили пропагандистскую сказку об Америке.

Но фильм, к частью, таковой не является. Не знаю как кому, а мне больше всего запали в душу тяжелые моменты судьбы Криса и постоянно душило чувство протеста по поводу того, как такое возможно в стране, называемой «самой богатой в мире». Разве трудно убрать с улицы и поместить в соответствующие учреждения призрения психически больных, разве нельзя приютить в приличных местах людей, временно потерявших социальные опоры?!

Режиссер фильма – итальянец. Не скажу, что фильм Габриэле Муччино – неореалистический, но просто реализма в нем вполне достаточно. Настолько, что он успешно балансирует между полной «чернухой» американского независимого кино и чисто голливудским студийным подходом, при котором сахарин сочится с экрана. Как иностранец он, может быть, лучше видит Америку, чем иной автор, взращенный на рыхлом американском белом хлебе.

Думаю также, что исполнителю главной роли Уиллу Смиту, за которую ему прочат номинацию на «Оскар», повезло с режиссером. Для иностранца Муччино Смит был всего лишь исполнителем главной роли, наемным актером, а не суперзвездой, каковой он является.

Уилл в беседе со мной признался, что, видя в этой роли важный поворот своей актерской карьеры, он от старания и волнения поначалу несколько переигрывал – что называется, был Уиллом Смитом в роли Криса Гарднера. Режиссер, невзирая на статус Смита в Голливуде, заставил его на время съемок стать Крисом Гарднером. И Смиту по большей части это удается. Правда, в некоторых сценах его сын, дебютант Джейден, переигрывает опытного отца, но в целом Смит-старший выглядит убедительно. Он точно передает и страдания героя, и его порой необъяснимый оптимизм, и его веру в то, что искренность, добрая воля и хорошее отношение к людям ниже себя и выше себя будут встречены позитивной реакцией.

Я тоже стараюсь верить в это, но жизнь не всегда подтверждает правильность этой веры.

К достоинствам фильма я отношу и то, что он избегает опасности впасть в эстетику телевизионных «картин недели», создаваемых по принципу «Сегодня в газете, завтра в куплете». Габриэле Муччино рассказал историю реального человека, но сумел поднять одну частную биографию до довольно широких социальных обобщений.

Более того, признаюсь, во время некоторых сцен у меня на глаза навертывались слезы.

XS
SM
MD
LG