Линки доступности

Стивен Холл о том, как хорошо быть высоким


Сейчас я несколько усел, а в молодости считал себя человеком среднего роста. 172 см – отец был на голову выше, а мать на голову ниже. Друзья и знакомые, как я вспоминаю, тоже примерно поровну делились на три категории – тех, кто были повыше меня, тех, кто пониже, и тех, кто был примерно моего роста. Наше поколение, чье раннее детство пришлось на военные годы, особенно высоко не вырастало. Одинокой башней возвышался над нами Довлатов. Больной темы веса мы касаться не будем, поскольку книга, о которой я хочу рассказать, посвящена не весу, а росту.

Название у книги Стивена Холла [Stephen S. Hall Size Matters, Houghton Mifflin] каламбурное. Его можно перевести и как «Вопросы роста», и как «Все дело в росте». О чем идет речь в книге, поясняет подзаголовок: «Как рост влияет на здоровье, счастье и успех мальчиков и мужчин, которыми они становятся».

B соотношение высокого роста с положительными человеческими качествами и жизненными успехами люди верили с давних времен. «Благородство души сопровождается высотой тела», – говаривали в старину вслед за римским историком Тацитом. Прусский король Фридрих-Вильгельм составлял свою армию из самых рослых парней. Командовал его знаменитым Потсдамским полком офицер ростом больше 2 м 10 см, а правофланговым в этом полку был верзила в 2 м 35 см ростом. Как говорят, это был самая высокая команда в мире до возникновения профессионального баскетбола. Фридрих-Вильгельм и другие военачальники предпочитали рослых солдат не столько из-за их предполагаемого душевного благородства, сколько из-за того, что у высокого солдата шире шаг, он может на большем расстоянии нанести штыковой удар, и ему легче перезарядить длинноствольное ружье.

Что же до полководцев, то корреляции между ростом и стратегическим дарованием не отмечалось. И «русские прусских всегда бивали», да и «французские» тоже под начальством коротышек Суворова и Наполеона.

Хотя исторические анекдоты и факты в книге Холла и любопытны (мы узнаем, например, что только трое из сорока трех американских президентов имели рост ниже 170 см), в основном он заинтересован не в истории, а в социальной психологии. В этой области проведено немало исследований, и результаты их противоречивы. Например, по данным двух принстонских экономистов высокие мужчины зарабатывают больше, чем невысокие. Что еще обиднее, принстонские профессоры связывают экономический успех высоких с их интеллектуальными достижениями. Говоря грубо, высокие умнее, чем невысокие. Роковая планка, отделяющая высоких, умных и богатых от нас, бедных недоумков, на ростомере принстонских профессоров находится на отметке 172 см.

Согласно другим исследованиям, успех и психическое равновесие связаны не с ростом взрослого мужчины, а с тем, какого роста он был в подростковые годы, лет в шестнадцать. Именно тогда среди тех, кто отстает в физическом росте от сверстников, развиваются всевозможные комплексы, от которых трудно избавиться, если даже потом и вытянешься. Известный американский карикатурист и мультимиллионер Гарри Трюдо – человек по всем меркам успешный, в том числе и по физической мерке: 180 см. Трюдо признается, однако, что уклоняется от встреч со школьными товарищами, потому что ему кажется, что к нему навсегда прилипла кличка «Лилипут». тянуться вверх он стал позже своих сверстников.

Стивен Холл, чей собственный рост всего 165 см, с горечью отмечает, что подсознательная ассоциация высокого роста со всевозможными достоинствами привела к тому, что высоким дается предпочтение в самых разных сферах современной жизни. Их продвигают по службе, им легче прославиться, их девушки любят. «Мы живем в век альтократии (власти высоких)!» – восклицает он.

Чтобы утешить нашего брата невысоких, Холл ссылается на Дарвина. Великий ученый предположил, что именно потому, что человек был меньше многих других животных, у него стал развиваться мозг. «Относительная малорослость и слабость предков современного человека, – пишет Холл, – привела ни больше ни меньше как к возникновению цивилизации».

А между тем, пока Стивен Холл писал свою книгу, появились новые статистические данные, показывающие, что средний рост американских мужчин стал немного снижаться. Среди объяснений есть одно очень простое: американцы стали пить меньше молока. Помню, как поражало меня в начале моей американской жизни зрелище студентов в университетской столовой, у которых на подносе рядом с гамбургером стояло по три-четыре стакана молока. Коровье молоко насыщено гормонами роста. Природа предназначила его не для человеческих особей, а для телят, которым надо расти. Благодаря медицинской пропаганде американские подростки и юноши стали хлебать меньше молока, и неестественный рост притормозился.

Это одна из теорий, и научно она не доказана. Да и что касается незыблемой якобы связи между популярностью и высотой, возникают сомнения. Сравните-ка рейтинги высокого Джорджа Буша и коротышки Путина.

XS
SM
MD
LG