Разве не символично, что «Казино Рояль» (Сasino Royale), двадцать первая картина из самой успешной в истории серии фильмов об агенте 007 с правом на убийство Джеймсе Бонде, выходит в двадцать первом веке? И надо сказать, фильм вполне соответствует нашему беспокойному времени. «Казино Рояль» - фильм, полный жесткого насилия, лишенный традиционного лоска, но при этом и необычно для жанра романтичный.
Джеймс Бонд в исполнении британского актера Дэниэла Крейга не только впервые обретает в этом фильме официальное право на убийство, символизируемое двумя нулями перед семеркой, но и демонстрирует – также впервые в бондиане – способность по-настоящему любить женщину, а не воспринимать ее лишь как сексуальный объект.
Опять же впервые в истории серии Джеймс Бонд не брюнет, а блондин с голубыми глазами. Конечно же, это натуральное обличье актера Дэниэла Крейга, который до сих пор был больше известен своими серьезными ролями в скромных британских и независимых американских картинах, таких, как «Сильвия» и «История матери». Хотя снимался он и в блокбастерах «Лара Крофт» и «Мюнхен». Возможно, как раз роль в «Мюнхене» – где он играл весьма решительного агента израильской разведки «Моссад» не просто с правом на убийство, а именно с заданием убивать убийц израильских атлетов на Олимпиаде в Мюнхене – и стала его «билетом» на роль Бонда.
Конечно, то что Бонд изменил своим традиционным физическим параметрам, само по себе интересно. Но перемены в серии, начатые «Казино Рояль», куда более фундаментальны. Продюсеры бондианы Барбара Брокколи и Майкл Уилсон справедливо почувствовали, что с годами Бонд превратился в карикатуру на самого себя и совершенно оторвался от реальной почвы, унесясь в мир технических причиндалов и вымышленных мест действия вроде ледяных дворцов, космических станций и тому подобного.
Конечно, не приходится ожидать тотального реализма от этого особого жанра – фильмов о Джеймсе Бонде, но в «Казино Рояль» нет никаких автомобилей, оснащенных ракетами и ныряющих под воду. Единственным техническим приспособлением в фильме, которым снабдила героя английская разведка, является дефибриллятор, спрятанный в бардачке его «Остин-Мартина». Но даже этот прибор в критический момент остановки сердца отравленного врагами Бонда не сразу срабатывает (китайская дешевка?).
Любопытно, что в поисках нового Бонда создатели фильма, включая режиссера Мартина Кэмпбелла, обратились к Бонду старому. А именно – к роману Иэна Флеминга «Казино Рояль», написанному в 1953 году, в разгар «холодной войны». Действие фильма, правда, перенесено в наши дни, и врагами мирового порядка, который защищает английский коммандер Бонд, являются не советские коммунисты, а международные банкиры, финансирующие не менее международных террористов. Но авторам удалось передать в экранизации два основных мотива книги: объяснение того, почему Бонд стал именно таким персонажем, а не иным, а также жестокую среду, в которой ему приходится действовать.
Мы привыкли видеть Бонда меняющим женщин как перчатки. В «Казино Рояль» Бонд-Крейг по-настоящему влюбляется в молодую женщину (Эва Грин), и с ее появлением картина как бы раздваивается на очень добротный боевик, выглядящий на все 150 миллионов долларов, потраченных на его создание, и вполне реалистическую love story между двумя красивыми и умными людьми.
Конечно, мы понимаем, что даже новый Бонд не может жить счастливо и умереть в один день со своей возлюбленной: ему предстоит еще долго защищать западную цивилизацию. И все же эта линия фильма оказывается по большей части не менее интересной, чем все остальное. Это остальное состоит, естественно, из традиционных автомобильных погонь (правда, одна из них завершается полным разрушением многосоттысячного «Остин-Мартина») и других эффектных сцен.
Одна из них, открывающая фильм, основана на чисто физических свойствах участников. Бонд должен поймать террориста, который не просто убегает от него, но и владеет особой техникой прыжков со здания на здание (реальное искусство, профессионально практикуемое во Франции). Бонд в этом эпизоде не так прыгуч, как злодей, но не менее вынослив и силен, и это сразу заявляет иной характер, чем в предыдущих фильмах серии. Трудно было бы представить предыдущего Бонда – Пирса Броснана в клетчатой рубашке, бегающим в поту на спринтерской скорости по жаркому Мадагаскару.
И все же уступки традиционному представлению о Бонде будут сделаны. И – о да! – смокинг он наденет. Для игры в покер в казино «Рояль».
На мой вкус человека не умеющего играть даже в «дурачка», покера в фильме слишком много. Я понимаю, конечно, что эта игра, где главное – уметь блефовать, может быть неплохо использована для показа психологического поединка между Джеймсом Бондом и его главным антагонистом Ле Шифром (Мадс Миккелсен). И этот психологический поединок разыгран режиссером и актерами очень точно. Бонд, играя на миллионы фунтов из казны Ее Величества, должен обыграть Ле Шифра, чтобы деньги не попали к террористам.
Немного отвлекусь, чтобы упрекнуть авторов и продюсеров в излишней политкорректности, поскольку все главные злодеи фильма ни внешне, ни текстуально не имеют ничего общего с теми темными силами, которые сегодня считаются главными врагами нашей цивилизации. В фильме есть лишь чернокожие и белокожие злодеи. А появляющийся в конце картины архизлодей так и просто именуется мистер Уайт (то есть Белый). И то спасибо, что не Иванов или Сидоров.
На одном из российских киносайтов написали, что новый Бонд снова борется с русскими шпионами. Это ошибка. Ребята явно картины не видели: хоть первоисточник и был продуктом «холодной войны», было бы совсем глупо сегодня делать русских врагами вроде карикатурной Розы Клебб (хлеб?) из СМЕРШа в картине «Из России с любовью».
С другой стороны, на месте россиян я бы испытал легкую ностальгическую грусть по ушедшим временам, когда пусть карикатурные, но постоянные образы «русских» в бондиане отражали куда более важное, чем сейчас, место их страны в коллективном сознании Запада.