Фильм по-русски называется «Свидание моей мечты». И свидание его мечты состоится. И, конечно же, с девушкой его мечты.
Современные российские прокатчики, переименовывая картину для показа в своей стране, явно были вдохновлены прокатным названием старой американской ленты «Девушка моей мечты». На самом же деле фильм, русское название которого предполагает романтическую картину, называется в оригинале Employee of the Month, то есть «Лучший работник месяца», или чуть пообразнее «Доска почета».
Именно с эпизода у доски почета огромного супермаркета полуоптовой торговли «Супер-Клуб» и начинается действие этой комедии. Не столько «молодежной» (так на российском плакате к фильму) и лирической, как ее хотят представить в России, сколько сатирической. Другое дело, каков получился результат.
Элементы лирической комедии в фильме все-таки есть – если считать американскую сексбомбу Джессику Симпсон кандидаткой на роль лирической героини. Но Джессика своими формами настолько пышет жаром, что вся лирика отступает перед эротическим напором ее кассирши Эми. Кто видел таких кассирш в кассах реальных магазинов? Они все разгуливают по пляжам Малибу вместе с Памелой Андерсон!
Но мы не можем отнять у авторов картины (сценарий Дона Каламе, Криса Конроя и Грега Кулиджа, режиссер Грег Кулидж) поэтической лицензии, позволяющей кассирш-Золушек превращать в кассирш-принцесс с бюстом от лучших пластических хирургов.
Ну, а где принцесса, там и принц. В данном случае – даже два конкурирующих принца: ведущий кассир Винс (Дэкс Шепард) и скромный работник по сборке картонных ящиков, записной лентяй Зак (Дэйн Кук). Зак терпеть не может выскочку Винса, который из месяца в месяц становится лучшим работником и получает звездочку в зачет на получение заветной машины «Шевроле-Малибу» (у которой гламурным является только вторая половина названия). Чтобы выиграть машину, нужно попасть на доску почета 18 раз, и Винс на пути к этому.
Вообще-то Винс – jerk, что по смыслу близко к русскому «козел», но кассир он и вправду хороший. У его стойки собираются восторженные покупательницы, перед которыми он буквально жонглирует памперсами, предметами домашнего обихода и продуктами. Супермаркет, знаете ли, торгует всем в больших упаковках, в том числе и ящиками противозачаточных средств, что не без юмора обыгрывается во вступительных титрах, вводящих нас в мир американского магазина-склада.
Заку ничего не остается, как подрисовывать Винсу рожки и усы на его портрете на доске почета.
Я намеренно использую этот старый советский термин для описания одного из сатирических элементов фильма. Сами того не ведая, авторы показывают нам огромное торговое предприятие, входящее в корпоративную сеть, как нечто очень мне знакомое. Мой личный опыт жизни в Америке, а также опыт многих знакомых людей говорит, что чем больше американское предприятие или организация (я уже не говорю о федеральной и штатной бюрократии, это особая тема для сатиры!), тем больше они похожи на советские, как мы их помним.
Такие же дураки-начальники, которые боятся еще больших дураков – еще больших начальников. Такие же излишние работнички, которые только и думают о том, как обмануть систему и отлынить от работы.
Зак, как нам его представляет известный комик Дэйн Кук, очень легко узнаваем. Наверное, в русском дубляже он показался бы просто родным. Если его антагониста Винса Дэкс Шепард играет с пережимом, почти в стиле клоунады, то Кук по контрасту немного, что ли, недоигрывает. Иногда хочется ему сказать: «Ну, парень, чуть поднажми с эмоциями!». Даже в сценах с ультрасексапильной Джессикой Симпсон актер недостаточно эмоционален. А не мешало бы. Ибо по сюжету Зак вдруг совершенно меняется, поскольку подглядел в личном деле Эми донос о том, что она склонна оказывать «особое внимание» (ну, сами понимаете какое) «лучшему работнику месяца». Поэтому Зак решает стать таковым и побить в капиталистическом соревновании Винса, который тоже имеет виды на Эми.
Ради победы и для дополнительного драматизма Зак готов поступиться принципами безделья и дружбой таких же волынщиков, как он. В доброй традиции голливудского либерализма эти мужчины среднего возраста и являются положительными героями, поскольку в рабочее время расслабляются в уютно обставленной магазинной мебелью и коврами «комнате отдыха», которую они выкроили и замаскировали среди гигантских контейнеров с товарами.
Эти пассивные «борцы с проклятым капитализмом» сыграют потом решительную роль в победе Зака над Винсом, где призом, конечно, станет не уродливая «малибу», а хорошенькая Эми. Ясно, что она будет покорена не его ловкими движениями у кассы (забыл сказать, что после нескольких удачных ходов его перевели в кассиры), а прекрасными душевными качествами и интеллектом, которые Зак, как оказалось, положил на дальнюю полку после неудачи в большом бизнесе.
Но никакой большой бизнес не сравнится с большой любовью, на пути к которой Зак и получает свидание своей мечты. Авторы довольно забавно представили это свидание. Мы поначалу думаем, что Зак пригласил Джессику в шикарный ресторан. Но, как пишут в сценариях, «камера отъезжает», и мы видим, что герои сидят за столом мебельного отдела «Супер-Клуба» и распивают вино из «коллекции» магазина. Потом играют в гольф на искусственном пятачке, тоже продающемся в магазине. А потом романтично рассматривают звезды с крыши магазина».
Может быть эта сцена – расширенная метафора потребительской сущности нашего общества, которую фильм довольно мягко критикует? Возможно. Мне же смешнее всего в этой ограниченно смешной комедии показались (увиденные, возможно, только мной) прямые параллели капиталистического рая с социалистическим адом.
Эта общность хорошо схвачена фразой: «Они делают вид, что нам платят. А мы делаем вид, что работаем».