Линки доступности

Примирительное заявление Сергея Лаврова о проекте «Сахалин-2»


Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил в среду, что его страна заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в ТЭК страны, а проверки реализации энергетического проекта «Сахалин-2» не означают отзыва лицензии на его воплощение.

…В среду на Сахалине было зафиксировано землетрясение. По сообщениям местной сейсмологической станции, «в многоэтажных жилых домах в северной части Южно-Сахалинска раскачивались люстры, в шкафах дребезжала посуда». Разумеется, природное явление не стало следствием слов, произнесенных главой российского МИД, но его выступление, очевидно, было рассчитано на эффект потрясения, прежде всего в зарубежных средствах массовой информации.

Дело в том, что приостановленный проект по разработке нефтяных месторождений «Сахалин-2» оценивается в 20 миллиардов долларов. В нем принимают участие три мировых гиганта: англо-голландская компания «Ройял датч шелл» и два японских концерна «Мицубиси» и «Мицуи». Рядом находится другой проект, попадающий под Соглашение о разделе продукции, – месторождение «Сахалин-1». Крупнейшим западным партнером здесь является еще один мировой гигант – американская компания «Экссон».

Напомним, что Соглашения о разделе продукции были заключены российским правительством еще в середине 90-х годов, когда цены на углеводороды были в несколько раз ниже нынешних, а Россия самостоятельно была не в силах освоить месторождения. Пришлось приглашать к совместным разработкам компании из развитых стран. Когда же ситуация с ценами на нефть и газ коренным образом изменилась, Россия, похоже, решила поиграть мускулами и заявила о намерении пересмотреть в свою пользу подписанные ранее договоренности.

Что же могло заставить министра иностранных дел России сделать примирительное заявление? Первоначальное решение российских властей пересмотреть Соглашение о разделе продукции вызвало резко негативную реакцию на Западе. Даже те политические круги, которые оставляли без внимания политические изменения времен президентства Владимира Путина, выступили против намерений российского топливно-энергетического сектора ущемить права концернов с мировым именем. Как говорится, уговор дороже денег! Вот заголовки лишь некоторых западных изданий: «Россия сама дала себе пощечину» («Обзервер»); «Сахалинское бесстыдство» («Файнэншл таймс»). А журнал «Экономист» по поводу проекта «Сахалин-2» задается вопросом: «Это что – повторение дела ЮКОСа?».

Кроме того, наметившееся падение цен на нефть и газ всерьез встревожило российские власти. Конечно, пока снижение не сказывается заметно на российской экономике, и прокремлевские эксперты поспешили уверить общественность, что вскоре цены на топливо восстановятся на летнем уровне. Однако серьезные экономисты на Западе прогнозируют, что через несколько месяцев цены установятся практически на уровне себестоимости, то есть без спекулятивной составляющей.

Добавим, что среди западных лидеров все меньше остается тех, с кем у Владимира Путина сложились дружеские отношения на личном уровне. А те, кто приходит им на смену, являются прагматиками и действуют в интересах своих стран.

Все произошедшее – и угроза российских властей пересмотреть подписанные ранее соглашения, и разъяснительное заявление министра иностранных дел России – напоминает старый анекдот, суть которого можно свести к формулировке: «Конфликт мы считаем исчерпанным, но осадок в душе остался». И весьма неприятный!

XS
SM
MD
LG