Линки доступности

Чистка в российской генпрокуратуре


«Мавр сделал свое дело, мавр может уходить». Эту шекспировскую цитату следовало бы выбрать в качестве эпиграфа к настоящему сообщению, с одной лишь поправкой: «мавров» оказалось двое. Это государственный обвинитель Дмитрий Шохин, участвовавший в процессе над бывшим главой ЮКОСа Михаилом Ходорковским, и прокурор Камиль Кашаев, участвовавший в обоих процессах против сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина.

В результате реорганизации управления по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, приводимой в настоящее время первым заместителем генпрокурора Александром Буксманом, должности, которые занимали Шохин и Кашаев, были попросту сокращены.

Сотрудники генпрокуратуры России связывают увольнение своих бывших коллег с тем, что оба они сделали карьеру при предыдущем главе ведомства Владимире Устинове. А его преемник Юрий Чайка теперь старается всячески дистанцироваться от людей, замешанных в особо скандальных процессах. Неслучайно недавно был отправлен на пенсию начальник управления по расследованию особо важных дел Владимир Лысейко, которого называли «режиссером дела ЮКОСа».

Впрочем, согласно некоторым данным, Дмитрий Шохин еще надеется, что его пригласят на должность начальника одного из отделов в прокуратуру Московской области, где он уже работал в прошлом. Однако эта должность была бы явным понижением. Между тем Шохин является единственным в России государственным обвинителем, награжденным за свою работу орденом Почета. К награде его представил в 2004 году тогдашний генпрокурор Владимир Устинов, а соответствующий указ подписал в декабре того же года Владимир Путин. Кстати, еще на начальном этапе «дела ЮКОСа» Шохина произвели сразу из майоров в полковники.

Камиль Кашаев запомнился широкой публике тем, что 30 марта 2005 года, когда Мосгорсуд объявил 20-летний срок лишения свободы для сотрудника службы безопасности ЮКОСа Алексея Пичугина, ему было поручено появиться перед телекамерами и сделать ряд важных заявлений, выходящих за рамки данного дела. Так, он разъяснил окружающим версию обвинения о том, что между Алексеем Пичугиным, Леонидом Невзлиным и Михаилом Ходорковским была связь криминального характера.

В начале нынешнего года Шохин был в Мосгорсуде обвинителем по делу об убийстве главного редактора русского издания журнала «Форбс» Пола Хлебникова. А Кашаев завершил в качестве обвинителя второй процесс по обвинению в организации убийств и покушений Алексея Пичугина. Кстати, приговорами по обоим делам руководство генпрокуратуры осталось недовольно: двух чеченцев, обвиняемых в убийстве Пола Хлебникова, оправдали присяжные, а Алексею Пичугину вместо затребованного прокурором Кашаевым пожизненного заключения добавили к 20-летнему тюремному сроку по предыдущему приговору всего четыре года.

Теперь же в генпрокуратуре гадают, кто следующим попадет под компанию чистки, затеянную Юрием Чайкой. И не предпримет ли какие-либо симметричные шаги Владимир Устинов в российском Минюсте, куда он попал в ходе затеянной Владимиром Путиным «рокировочки»?

XS
SM
MD
LG