Выезд в зарубежные командировки для корреспондентов западных СМИ всегда был сопряжен с известным риском. Однако с недавних пор этот риск резко возрос: иностранные журналисты стали объектом повышенного интереса для террористов и других преступных группировок. Репортеров похищают, а порой убивают лица, стремящиеся таким образом привлечь к себе внимание. Особенно часто это происходит на Ближнем Востоке.
Войны, восстания и политические потрясения в первую очередь становятся объектами освещения зарубежных корреспондентов. Они являются своего рода глазами и ушами общества, зачастую рискуя при этом жизнью. Однако ситуация особенно обострилась после событий 11 сентября 2001 года: западные репортеры все чаще становятся объектом нападения террористов. Сотрудник базирующейся в Нью-Йорке общественной организации «Комитет защиты журналистов» Фрэнк Смайт по этому поводу говорит:
«Судя по всему, журналисты становятся мишенью прежде всего из-за того, что их ассоциируют с США, особенно на Ближнем Востоке. Это - новое явление, которое, разумеется, нас очень беспокоит. Раньше журналист считался нейтральной фигурой, которая объективно освещает происходящее. Сейчас сплошь и рядом в журналисте видят врага, который представляет событие не так, как хотелось бы тем или иным политическим игрокам. Появились группы и лица, которые отрицательно относятся к присутствию СМИ уже из-за принадлежности журналиста к тому или иному изданию».
Американский журналист Дэниел Перл был похищен и варварски казнен террористами в Пакистане в 2002 году. Джилл Кэролл была похищена повстанцами в Ираке в начале этого года, и провела в заточении более двух месяцев. Объектами похищения становились и репортеры из других стран. Захват в заложники сотрудницы итальянского журнала в Ираке в 2005 году вызвал волну тревоги на родине.
Последним по времени стало похищение в Газе корреспондента американского телеканала «Фокс-ньюс» Стива Сентанни и оператора Олафа Вийга. Террористы заставили их перед камерой умолять сохранить им жизни. Журналистов отпустили только после того, как под угрозой оружия они согласились принять ислам. Вот что думает о последствиях происшедшего сам Олаф Вийг:
«Больше всего меня беспокоит то, что в результате случившегося с нами иностранные журналисты не захотят больше приезжать сюда, и это станет трагедией для народа Палестины, и, особенно, для населения Газы».
Фрэнк Смайт считает опасения Уйига обоснованными: «Если обстановка для работы иностранных корреспондентов станет еще опаснее, это может привести к одностороннему освещению проблемы. В результате у американцев и жителей других стран сформируется искаженное представление о происходящем, что очень плохо».
Не в лучшем положении оказываются журналисты и у себя на родине. В некоторых странах убийства и угрозы давно воспринимаются как «часть ремесла». В Мексике, например, нападения на газеты, публикующие статьи о торговле наркотиками, стало заурядным явлением. На Филиппинах после серии нападений на журналистов репортеров обучают самообороне с использованием огнестрельного оружия.
Тем не менее Фрэнк Смайт из «Комитета защиты журналистов» считает, что наилучший способ остановить насилие против журналистов – это широко освещать случаи нападений на них:
«Нам следует крепить солидарность и отстаивать принцип, утверждающий право журналистов беспрепятственно исполнять свою работу. Так, например, мы выступили в защиту суданского оператора телесети «Аль-Джазиры». Его арестовали в Пакистане, и он уже более четырех лет находится под стражей в Гуантанамо без предъявления обвинений. Когда мы защищаем суданского репортера «Аль-Джазиры», это посылает сигнал журналистам по всему миру - нам надо защищаться от любых посягательств на свободу печати, от кого бы они ни исходили, – от властей, независимых группировок или боевиков».
Увы, несмотря на международные усилия, журналистика продолжает оставаться опасной профессией, особенно – для корреспондентов, работающих за рубежом.