Линки доступности

Останется ли «Коммерсант» прежним?


Продажа «Коммерсанта», одной из самых авторитетных независимых газет, частному предпринимателю Алишеру Усманову, который тесно связан с подконтрольным Кремлю «Газпромом», вызвала неоднозначную реакцию среди российских аналитиков и журналистов. Есть мнение, что сделка стала очередным шагом Кремля для того, чтобы взять под контроль независимые СМИ в преддверии намеченных на следующий год парламентских, а еще через год – президентских выборов.

На вопросы Русской службы «Голоса Америки» отвечает главный редактор журнала Pro et Contra Маша Липман.

Елена Михайлова: Предыдущий владелец «Коммерсанта» Бадри Патаркацишвили утверждает, что сделка имела чисто деловой характер и что в ней нет никакой политической подоплеки. Насколько вероятно, что шум поднят из-за ничего?

Маша Липман: Совсем невероятно. Смена собственности в СМИ – это прием, который Кремль использует для установления своего контроля над средствами массовой информации, с самого начала президентского срока Путина. Самой первой была крупнейшая частная группа «Медиа-Мост», жемчужиной которой была телекомпания НТВ, перешедшая впоследствии в собственность «Газпрома». С тех пор мы наблюдали смену собственности множество раз. В последнее время из таких заметных событий в этой сфере был переход газеты «Известия» в собственность все того же «Газпрома».

И вот сейчас «Коммерсант», лучшая российская ежедневная газета, переходит к структурам, к бизнесмену, про которого, как вы справедливо сказали, известно, что он также близок к «Газпрому». Это означает, что «Коммерсант» уже не будет тем «Коммерсантом», каким мы его знаем, – ведущей российской газетой, имеющей независимую редакционную политику. Однако следует, наверно, ожидать, что изменения не будут такими резкими и такими быстрыми, какими они были в случае с «Известиями».

Е.М.: Главный редактор «Коммерсанта» Владислав Бородулин сказал в одном из интервью, что он не позавидует тем, кто попробует сделать из «Коммерсанта» подконтрольное властям издание. Есть ли возможность, что «Коммерсант» останется прежним?

М.Л.: Вмешательство в редакционный процесс – это вещь сложно определимая. Почти всякий новый собственник всегда говорит, что он доволен своим приобретением, что он не собирается там ничего принципиально менять. Но всегда по ходу совместной работы – разумеется, никогда не признаваясь в том, что им движут политические соображения – собственник меняет редакционную политику. Как правило, это происходит со сменой главного редактора. И я полагаю, что Владислав Бородулин, человек очень твердых либеральных убеждений, едва ли сработается со своим новым владельцем. Вопрос в том, когда это произойдет.

Е.М.: Если «Коммерсант» действительно ждет судьба «Известий», где его читатели будут находить нужную им информацию?

М.Л.: Я не думаю, что «Коммерсант» ждет судьба «Известий». Я думаю, что с «Коммерсантом» будут обходиться более бережно, и эти изменения будут происходить более медленно.

Не нужно думать, что «Коммерсант» превратится в издание, которое будет повторять за федеральными телеканалами. Российская система, российское правительство гораздо более гибко относится к средствам массовой информации. И на сегодняшний день вполне можно найти, даже и не считая «Коммерсанта» (хотя это ведущее издание), такие СМИ, в которых редакционная политика не зависит от Кремля.

XS
SM
MD
LG