Трагедия в небе Украины. Все ведущие американские издания информируют об авиакатастрофе российского авиалайнера ТУ-154 в районе Донецка, жертвами которой стали около 170 человек, в том числе 45 детей. Авиалайнер «Пулковских авиалиний» совершал рейс из Анапы в Москву. «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк таймс» отмечают, что за последние три месяца это уже третья крупная авиакатастрофа в России (после аварий 3 мая в Сочи и 9 июля в Иркутске).
«В связи с этим снова возникают сомнения относительно безопасности полетов на российских авиалиниях, – комментирует «Нью-Йорк таймс». – В каждом из этих трех случаев обстоятельства были различными, но все они свидетельствуют о тревожной тенденции. Возникают вопросы об уровне подготовки пилотов и стандартах обеспечения безопасности». Газета отмечает, что уже на следующий день после аварии «Аэробуса А-310» в Иркутске три российских самолета были вынуждены совершить экстренную посадку из-за механических неполадок.
«Вашингтон пост» напоминает, что авиакатастрофа под Донецком – вторая по счету авария российского самолета в украинском небе за последние годы. В октябре 2001 года во время военных маневров в Украине был сбит по ошибке российский пассажирский самолет. Все 78 пассажиров и членов его экипажа погибли. «В недалеком прошлом российские пассажирские авиакомпании пользовались незавидной репутацией, – пишет газета, – однако в самое последнее время они постоянно повышали уровень обеспечения безопасности полетов. Недавняя серия аварий вновь заставляет задуматься, насколько безопасно летать на российских пассажирских авиалайнерах».
Энергобезопасность: «Вашингтон пост» бьет тревогу. К недавней аварии на нефтепроводе «Дружба», в результате которой компания «Транснефть» прекратила поставки сибирской нефти в Литву, газета «Вашингтон пост» возвращается в своей редакционной статье (мы уже освещали эту тему в одном из недавних обзоров). Газета усматривает в прекращении поставок политическую подоплеку и предостерегает европейские страны, чтобы они не слишком уповали на снабжение энергоносителями из России. «Энергетические монополии, которые поддерживает Кремль, вредны не только для Европы, но и для самой России», – считает «Вашингтон пост».
«На недавней конференции «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге президент Путин подчеркивал, что обеспечение энергетической безопасности предполагает не только добычу энергетического сырья, но и его транспортировку польской нефтяной компанией. Российская компания «Транснефть», – пишет газета, – прекратила доставку нефти на крупный нефтеперерабатывающий завод в Литве под вполне удобным, но сомнительным предлогом – аварией на давно построенном нефтепроводе (словно в насмешку этот нефтепровод носит название «Дружба»). В то же время по этому нефтепроводу продолжаются поставки нефти Беларуси – верному клиенту Кремля, который зависит от его энергетических подачек».
По мнению газеты, действительной причиной прекращения поставок российской нефти в Литву является намерение «не допустить, чтобы польская нефтяная компания купила нефтеперегонный завод, о котором идет речь. Это могло бы подготовить почву для его перекупки российской компанией. Несколько лет назад такую же операцию пытался провернуть «Лукойл», но она сорвалась».
«Это еще одна иллюстрация использование Россией своих энергетических ресурсов и инфраструктуры для воздействия на соседние страны, – продолжает газета. – Указанный случай весьма напоминает историю с отключением подачи природного газа Украине в начале года. Тогда это была политически просчитанная реакция на избрание украинским президентом прозападного политика. В свете нынешнего инцидента рассуждения Путина на саммите в Санкт-Петербурге об энергетической безопасности выглядят как фарс».
«Авария на нефтепроводе «Дружба» и то, как Россия воспользовалась ею, должны послужить предостережением для стран, зависящих от поставок российского природного газа. Странам Западной Европы следует больше инвестировать в сооружение терминалов, на которые танкерами будет поставляться сжиженный природный газ из других стран. Полагаясь на поставки российских энергоресурсов, Запад сильно рискует». Так газета «Вашингтон пост» заключает свою редакционную статью.
Гений, отклонивший премию. «Нью-Йорк таймс», «Интернэшнл геральд трибюн» и другие издания публикуют материалы о российском математике из Санкт-Петербурга Григории Перельмане, решившем одну из труднейших математических задач – гипотезу французского ученого Анри Пуанкаре. Эта гипотеза, выдвинутая более ста лет назад, касается формы Вселенной и трехмерного пространства. Повышенный интерес к ученому американские СМИ проявляют в связи с его отказом принять высшую международную математическую награду – присуждаемую один раз в четыре года медаль Филдса. По статусу ее приравнивают к Нобелевской премии. Вместе с наградой лауреату вручают миллион долларов. В этом году награждение победителей состоялось на открывшемся двадцать второго августа в Мадриде Международном математическом конгрессе. Григорий Перельман отказался как от премии, так и от приглашения приехать на Конгресс.
Перельман ведет весьма уединенный образ жизни и не дает интервью, сообщают все издания. Ранее он отклонил другие награды и премии, равно как и предложения о работе от нескольких ведущих американских университетов, в том числе от Принстонского, Стэнфордского и других. Журнал «Нью-Йоркер» в своем последнем номере рассказывает , что президент Международного математического союза сэр Джон Болл нынешним летом посетил Санкт-Петербург и попытался убедить ученого не отказываться от награды. Однако его старания не увенчались успехом. Газеты цитируют со ссылкой на Джона Болла слова Григория Перельмана о том, что он «ощущает свою оторванность от математического сообщества и не хотел бы быть символической фигурой и его представителем».
Газета «Вашингтон таймс», не приводя каких-либо доказательств, интерпретирует эти слова ученого как свидетельство его обиды на своих коллег за якобы « плохое к нему отношение с их стороны». Без указания источника своей информации газета ссылается на сообщения СМИ о том, что Перельман будто бы обижен тем, что его не переизбрали на должность в Математическом институте имени Стеклова в Санкт-Петербурге. Между тем, по сведениям других изданий, ученый покинул этот институт в январе нынешнего года по собственному желанию.
Обзор подготовил Лео Стерн.