Столичная «Вашингтон таймс» посвятила редакционную статью двойственному поведению России в иранском вопросе. Непосредственным поводом для статьи стала информация, обнародованная на этой неделе в немецком журнале «Шпигель», на которую ссылается газета. Некий российский инженер-ядерщик сообщил на страницах журнала, что Россия оказывает помошь Ирану в усовершенствовании процесса разделения изотопов с помощью лазера. Впервые Иран пытался получить эту технологию у России в 1999 - 2000 годах, но в письме в Международное агентство по атомной энергии в 2003 году заявил, что свернул эту программу. Теперь же оказывается, что эта работа продолжается. «Выходит, что Россия помогает Ирану производить ядерные разработки с помощью более совершенной технологии. В то же самое время Россия проголосовала в Совете Безопасности ООН за резолюцию, призывающую Иран прекратить ядерные разработки. Если информация в журнале «Шпигель» соответствует действительности, то это свидетельствует о явном, внушающем беспокойство противоречии между позицией России в ООН и ее тайным желанием потакать ядерным амбициям Ирана, считает «Вашингтон таймс».
«Эта история проливает свет и на то, что в последние годы Россия все чаще и упорнее не желает считаться с Западом, и в особенности с Соединенными Штатами, по мере того как президент Путин проводит все более активную внешнюю политику, продолжает «Вашингтон таймс». - В результате нынешней эволюции Россия может стать посторонней в клубе индустриальных демократий. Соединенные Штаты извлекают пользу из добрых отношений с путинской энергетической сверхдержавой , однако эти отношения не могут строиться на ложных отговорках. Совет Безопасности ООН потребовал от Ирана прекратить программу ядерных разработок до тридцать первого августа. Если Иран не выполнит это требование, дальнейшее нежелание России применить санкции наверняка нивелирует резолюцию Совета. А снабжение Ирана усовершенствованной технологией обогащения урана полностью сорвет усилия Соединенных Штатов и возымеет катастрофические последствия. Даже мистеру Путину не следует думать, что это хороший способ утверждения его представлений о международной политике, согласно которым Россия играет главенствующую роль».
Американская масс-медиа продолжает следить за разыгравшимся на прошлой неделе «музейным скандалом» в Санкт-Петербурге. «Нью-Йорк таймс» держит читателей в курсе развития событий по материалам российских СМИ. Газета информирует читателей об аресте четвертого подозреваемого - преподавателя Институа физкультуры имени Лесгафта Ивана Соболева и о его связях с семьей бывшего куратора Эрмитажа Ларисы Завадской. Московский корреспондент газеты Стивен Ли Майерс сообщает, что решением руководителя федерального агентства Роскультура Михаила Швыдкого директору Эрмитажа Михаилу Пиотровскому объявлен выговор. Пока что обнаружено около двух десятков из похищенных двухсот двадцати одного ценного экспоната музея. Судьба остальных остается неизвестной».
Тему продолжает балтиморская «Сан». Издание сообщает, что после громкого скандала в Эрмитаже президент Путин поручил создать специальную комиссию и провести к первому сентября полную инвентаризацию всех пятидесяти миллионов произведений искусства, хранящихся в российских музеях. В состав комиссии предположительно должны войти директор Федеральной службы безопасности Николай Патрушев и министр внутренних дел Рашид Нургалиев. «По официальным данным, информирует газета, последний раз после распада Советского Союза подобная инвентаризация была предпринята шесть лет назад. Пока что удалось проверить наличие только четверти предметов, хранящихся в государственных музейных коллекциях». Балтиморское издание сообщает также и о пропаже в Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ) рисунков одного из известных деятелей художественного авангарда тридцатых годов. «Эта пропажа обнаружилась уже после того эрмитажного скандала. Сотрудники РГАЛИ спохватились только после того как несколько пропавшх рисунков были проданы в июне нынешнего года на аукционе Кристи за миллионы долларов. «Все эти факты , резюмирует «Сан», вызывают опасения, что таким же образом могли пострадать не только Эрмитаж и РГАЛИ, но и другие музейные собрания и хранилища. Кроме того, они привлекли внимание к неудовлетворительной ситуации с охраной музейных экспонатов, устаревшей системе их учета, а также хронической нехваткой средств на содержание российских музеев и архивов в постсоветскую эпоху».
«Вашингтон пост» поместила короткую корреспонденцию из Ашхабада о том, что туркменский правитель-автократ Сапурмурад Ниязов намеревается воздвигнуть в центре туркменской столицы сорокаметровую пирамиду в честь пятнадцатилетия независимости Туркменистана. На возведение пирамиды, которую будут украшать фигуры орлов, фонтаны и барельефы с изображением различных этапов «прогресса» страны за прошедшие пятнадцать лет, ассигновано четыре с половиной миллиона долларов. Пирамида будет увенчана кубом из цветного стекла с заключенным в него личным стандартом повелителя. Воздвигнуть пирамиду предполагается к двадцать восьмому октября - дню провозглашения независимости Турменистана.
Ведущее вашингтонское издание напоминает, что Ниязов железной рукой правит государством с богатыми нефтяными запасами с девяностого года, что он изолировал Туркменистан от остального мира и создал в стране культ собственной личности. «Эксцентричный лидер обязал своих граждан именовать себя «туркмен-баши» - «отцом всех туркмен», перечисляет далее «Вашингтон пост» деяния восточного владыки, запретил оперу и пение под фонограмму и воздвиг свои позолоченные статуи и бюсты по всей стране. Золотая статуя Ниязова в Ашхабаде постоянно вращается таким образом, чтобы на нее всегда падали солнечные лучи».