Военные действия Израиля в Ливане против «Хезболлы» вызвали на Ближнем Востоке критику со стороны одних стран и похвалу со стороны других. Звучат также обвинения, что эта организация сама спровоцировала конфликт. По мнению экспертов, такая неоднозначная реакция отражает существующие в регионе политические и межобщинные разногласия.
Демонстрация в поддержку «Хезболлы», состоявшаяся в столице Иордании Аммане, отражает широко распространенные на Ближнем Востоке настроения. Тем не менее, по мнению Хамзы Мансура, возглавляющего иорданскую партию «Исламский фронт», в отношении к «Хезболле» со стороны населения и властей некоторых арабских стран наметился раскол.
«Народ Иордании посылает этот сигнал ливанскому и палестинскому сопротивлению, – заявляет Хамза Мансур. – Мы стоим на стороне «Хезболлы», народов Ливана, Палестины и Ирака. Пришло время, чтобы арабские правительства отразили волю своих народов, пошли им навстречу и отменили все несправедливые договоры с сионистским врагом».
Власти Иордании, Египта и Саудовской Аравии воздержались от выражения поддержки «Хезболле», хотя и осудили нападение Израиля на Ливан. В ходе встречи с президентом Бушем в минувшее воскресенье министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал призвал к немедленному прекращению боевых действий. «Мы предложили перемирие, чтобы остановить столкновения, позволив тем самым ливанской армии взять под контроль всю территорию страны. Это очень важно, – сказал он. – В основе нынешнего кризиса лежит только одна проблема – неспособность Ливана осуществлять суверенитет над всей территорией страны».
Центральные власти страны не в состоянии контролировать действия «Хезболлы», располагающей собственными вооруженными силами, которые считаются более мощными, чем ливанская армия. Членами этой организации являются мусульмане-шииты, политическая лояльность которых как граждан Ливана входит в конфликт с их тесными связями с шиитами Ирана.
Эксперт по делам Ближнего Востока Дэвид Шенкер считает, что правительства Иордании, Египта и Саудовской Аравии, – стран, где доминирует суннитская разновидность ислама, – рассматривают шиитский Иран как угрозу: «Победа «Хезболлы» не отвечает интересам короля Абдаллы или президента Мубарака. Она невыгодна и Саудовской Аравии. Здесь играет роль суннитско-шиитский фактор, а также фактор Ирана, так как в случае победы все лавры достанутся Тегерану».
Народ и власти Ирана едины в поддержке «Хезболлы» и осуждении Израиля. Иран не является арабской нацией. Президент этой страны Махмуд Ахмадинежад осудил лидеров соседних с Ливаном арабских государств за «трусость».
Большинство населения Ирака составляют шииты. Иракский премьер-министр Нури Малики осудил нападение Израиля на Ливан. Это противоречит позиции США, которая считает «Хезболлу» террористической группировкой. «Я опасаюсь, – заявил иракский премьер, – что то, что сегодня происходит в Ираке, приведет к дальнейшему усилению фундаментализма и пошлет негативный сигнал всем тем, кто хочет следовать курсом мира, основываясь на международных резолюциях. Такие действия отбрасывают нас назад, ко временам обмена удара на удар».
На позицию Малики влияет его религиозная принадлежность, считает Дэвид Шенкер: « Большинство населения его страны составляют шииты, поэтому ему трудно не выступить в поддержку позиции ливанских шиитов, которые приняли на себя всю основную тяжесть израильского наступления на «Хезболлу».
Тем не менее, считает Шенкер, народы и правительства стран Ближнего Востока, как бы они ни относились к «Хезболле», озабочены масштабами возможной гуманитарной катастрофы и потерями среди гражданского населения в Ливане.