Прокомментировать итоги завершившейся на днях встречи на высшем уровне глав государств «Большой восьмерки» мы пригласили политолога Машу Липман, главного редактора журнала Pro et Contra, издаваемого Московским центром Карнеги.
Как отмечают наблюдатели, в Санкт-Петербурге президент России резко отверг попытки лидеров «восьмерки» поставить под сомнение приверженность Кремля демократическим ценностям. Что означает на практике «суверенная демократия»?
Маша Липман: Да, действительно, президент Путин неоднократно – не только на саммите но и до него – чрезвычайно решительно давал понять, что он не признает право Запада судить о том, что происходит во внутренней политике России, и высказывать критические суждения на эту тему. Суверенная демократия – это две вещи одновременно. Первое – российская администрация объявляет, что Россия является демократической страной, и эта демократия не хуже, чем демократия в других, западных странах. И второе – Россия никому не позволит оценивать российский политический строй и судить о нем на основании каких бы то ни было общих стандартов.
Если же говорить содержательно, то тот строй, который на сегодняшний день сложился в России, – это строй, который исключает политическую конкуренцию, фактически упраздняет разделение властей, а также систему сдержек и противовесов, и устанавливает полный контроль за политическим процессом, и все больше в последнее время – также и за гражданской активностью.
А.Б.: Чего следует ожидать гражданскому обществу в период, остающийся до предстоящих в 2008 году президентских выборов?
М.Л.: Прежде всего следует сказать, что все в руках Кремля, и будет то, что пожелает Кремль. Потому что на сегодняшний день гражданские организации, неправительственные организации, находятся полностью в власти Кремля. Политика Кремля в отношении НПО и гражданской активности в последнее время свидетельствует о том, что все то, в чем Кремль усматривает для себя конкуренцию, он старается ослабить или дискредитировать. Во всяком случае, каким-то образом от этой конкуренции избавиться. Даже если конкуренция эта весьма и весьма незначительна, и соответствующие силы и соответствующие политические фигуры пользуются крайне небольшой популярностью у населения.
Достаточно вспомнить о том, что в период саммита производились аресты, задержания и избиения тех людей, которые хотели попасть либо на форум «Другая Россия», который состоялся в Москве, форум неправительственных организаций и оппозиционных политиков, либо в рамках антиглобалистского движения попасть в Санкт-Петербург.