Президент Джордж Буш и канцлер Германии Ангела Меркель в ходе совместной пресс-конференции выразили надежду на дипломатическое решение проблем, связанных с иранской ядерной программой, несмотря на то, что Тегеран до сих пор не дал ответа на пакет экономических льгот, предложенный ему в обмен на прекращение работ по обогащению урана.
Джордж Буш заявил, что у него нет сомнений по поводу того, что проблема иранских ядерных амбиций может быть урегулирована дипломатическим путем. Он и Ангела Меркель выразили надежду, что Иран даст ответ на предложение об экономических льготах до субботы, когда в Санкт-Петербурге откроется саммит лидеров «Большой восьмерки». Однако высокопоставленный представитель правительства Ирана Али Лариджани настаивает на том, что Ирану потребуется для этого дополнительное время. В связи с этим министры иностранных дел США, Великобритании, Франции, России, Германии и Китая снова передали вопрос об иранских ядерных амбициях в Совет Безопасности ООН.
Президент Буш дал ясно понять Ирану, что он ошибается, считая, что его постоянные проволочки ослабят решимость международного сообщества: «Я убежден, что иранцы хотят оттянуть время, полагая, что у нас лопнет терпение и мы отступимся от своих требований. Я уверен, что из этого у них ничего не выйдет. Наша позиция намного тверже, чем они думают».
Говоря о иранской проблеме, Ангела Меркель отметила, что предложенный Ирану пакет льгот весьма существенен для интересов Тегерана, но если ответ на него не будет получен в ближайшее время, международное сообщество предпримет конкретные дипломатические шаги. «Мы терпеливо ждали, когда Иран изучит пакет льгот, однако до сих пор не получили никакой определенной реакции, – сказала канцлер Германии. – Для нас предварительным условием для начала переговоров всегда было прекращение работ по обогащению урана».
Россия и Китай не хотят введения экономических санкций против Тегерана. Президент Буш и канцлер Меркель заявили, что поднимут этот вопрос на предстоящем саммите «Большой восьмерки». «Для меня и Ангелы Меркель очень важно обсудить эту проблему с Владимиром Путиным во время саммита, – сказал президент США, – чтобы убедить его присоединиться к нашей позиции и твердо заявить Ирану, что мы не шутим, что это чрезвычайно серьезная проблема и что вся мировая общественность настаивает на том, чтобы у Ирана не было ядерного оружия».
Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявлял, что его страна не отступится от программы производства ядерной энергии и может отказаться от сотрудничества с инспекторами ООН. США и их союзники подозревают, что Тегеран хочет получить ядерное топливо для создания ядерного оружия, а Иран утверждает, что его интересует лишь мирный атом.