Профилирование не по паспорту. Корреспондент газеты «Крисчен сайенс монитор» Фред Уир встретился в Москве с армянином средних лет, спортивным тренером по имени Левон (фамилию тот раскрывать не захотел). Три последних месяца он живет в российской столице, ухаживает за больным родственником, и за это время сильно настрадался от милиционеров, от их притеснений и вымогательства. Особенно плохо ему приходится в метро. «Они постоянно проверяют мои документы и нередко задерживают, заявляя, что мои бумаги поддельные. Пятисот рублей обычно хватает, чтобы откупиться», – сказал Левон.
«Субъективные впечатления о размахе дискриминации смуглокожих жителей бывших советских республик и собственно юга России теперь подтверждает и социологическое исследование, – пишет корреспондент. – У неславян шанс быть остановленным в метро в 22 раза выше, чем у человека славянской внешности. И эти цифры повергли в шок правозащитников». «Фактически любой неславянин в глазах московской милиции – это незаконный мигрант, – сказала Уиру заместитель директора информационно-аналитического центра «Сова» Галина Кожевникова. – Растущая ксенофобия в народе сама по себе плоха, но настроения в милиции много хуже. По этому поводу надо что-то срочно делать».
«Причем весь этот милицейский беспредел, направленный против меньшинств, происходит на фоне бесчинств скинхедов и неонацистов, атакующих те же группы населения, – и эти два явления дополняют друг друга, усиливая предрассудки, царящие в обществе, – говорится далее в статье. – По данным Кожевниковой, с начала года неонацисты» убили 18 человек и 147 нанесли ранения. Специальный докладчик ООН по расизму Дуду Дьен, выступивший на прошлой неделе на пресс-конференции в Москве, говорил, что посткоммунистическая Россия страдает от идеологического вакуума, который заполняют ксенофобские и расистские идеи. Будучи в России, Дьен встречался с африканцами, цыганами и представителями других меньшинств и выслушивал их горестные истории».
Исследование, о котором упоминает американский журналист, проводилось в прошлом году в течение пяти месяцев и включало мониторинг 1500 милиционеров, проверявших документы у пассажиров на 15 станциях метро. «Помимо российского законодательства, широко распространенная практика расового профилирования нарушает также Конвенцию ООН о борьбе с расизмом, – пишет корреспондент. – Проводила исследование организация ЮРИКС, а финансировал его Институт «Открытое общество» Джорджа Сороса. Правоохранительные органы получили копии доклада, но пока его не комментировали».
«Нелишне отметить, что проверки документов в метро специалисты считают малоэффективным средством борьбы с преступностью и терроризмом: из полутора тысяч проверок лишь в 3% случаев были выявлены какие-то мелкие нарушения», – пишет Фред Уир в газете «Крисчен сайенс монитор.
Money-money-money… «Рубль, от которого долго шарахались россияне, предпочитающие хранить доллары в матрасах, неожиданно стал важной персоной»: так начинается статья в «Вашингтон пост» ее московского корреспондента Питера Финна. «Центробанк планирует создать символ рубля, аналогичный знаку доллара, – пишет он. – Скоро в обращение будет выпущена новая банкнота номиналом 5 тысяч рублей, чтобы уменьшить толщину кошельков растущего класса магнатов. Российский парламент в патриотическом угаре сделал обязательным уважение к рублю, запретив чиновникам считать в долларах».
«Лидеры страны даже мечтают о том (пока весьма отдаленном) дне, когда на рубли будут торговать во всем мире и даже назовут его твердой валютой, – продолжает автор. – На июньском экономическом форуме в Петербурге вице-премьер Дмитрий Медведев заявил, что предвидит время, когда рубль станет мировой резервной валютой, не менее престижной, чем доллар, евро, иена и фунт».
«Пока стоимость рубля определяет российский Центробанк, – пишет «Вашингтон пост». – Доллар на мировых рынках упал, а рубль укрепился и достиг наивысшего значения с начала 2000 года. Позиции рубля укрепляются ростом цен на нефть. Поток денег льется в государственную казну, валютные резервы на сегодня составляют почти 230 миллиардов долларов, и правительство освобождается от внешнего долга. В июне Россия объявила, что к августу выплатит Парижскому клубу кредиторов весь долг в 22 миллиарда долларов, и договорилась об уплате сбора в 1 миллиард за преждевременную выплату долга».
«За последние три года валютные сбережения россиян уменьшились на 10 миллиардов долларов», – сказал Питеру Финну экономист московской инвестиционной компании «Тройка Диалог» Антон Струченевский. «Рублевые сбережения в банках после дефолта 1998 года, по официальным данным, увеличились более чем в пять раз – до 50 миллиардов долларов, – говорится в статье. – В ежегодном обращении к нации президент Владимир Путин заявил, что к 1 июля хочет снять валютные ограничения на международные финансовые сделки. Он также предложил создать в Москве международную рублевую нефтяную биржу, чтобы стимулировать спрос на валюту».
Американский журналист напоминает, что в мае Госдума одобрила в первом чтении закон, который потребует от коммерческих структур указывать все свои цены в рублях. Предполагается штрафовать чиновников за употребление слова «доллар». «До Путина, однако это еще не дошло. Говоря на прошлой неделе о решении России расплатиться с внешним долгом, он заявил, что общая сумма экономии на процентах превысит 7 миллиардов… долларов», – пишет Питер Финн в газете «Вашингтон пост».
Купленные демонстрации. Газета американских деловых кругов «Уолл-стрит джорнэл» поместила обширную статью о том, как Москва через подставных лиц вербует американцев и иммигрантов из России для проведения «спонтанных» демонстраций. Проработав финансовую документацию, представленную бывшими инсайдерами, авторы статьи Алан Каллисон и Джеймс Бэндлер указывают, что подобные «акции протеста» обычно обходятся в 150-200 тысяч долларов. «Контролируемое государством российское телевидение, содержание программ которого диктуют кремлевские кураторы, снимало эти мероприятия и показывало их в вечерних выпусках новостей в России», – пишет газета.
«Не всегда все выходило гладко, – продолжает «Уолл-стрит джорнэл». – Так, Пэт Брэдли и его жена Келли, которые лечатся от героиновой зависимости, заявили, что организатор демонстрации обещал им по пятнадцать долларов за пятнадцать минут скандирования. Однако с оплатой вышла задержка, поэтому супруги Брэдли вместо предписанных лозунгов кричали «Зажали деньги!» и «Где кассир?». Несколько бывших организаторов акций, испугавшихся ответственности за финансовые нарушения, рассказали авторам статьи, что инструкции и деньги приходят из Москвы от молодежного деятеля Василия Якеменко. Они также сообщили, что руководство Первого телеканала в Москве знает о том, что демонстрации в Нью-Йорке – фальшивки. Однако корреспонденты телевидения получили указание освещать «проявления народного гнева» и изображать американских манифестантов участниками международного движения за экстрадицию чеченских сепаратистов.
Журналист нью-йоркской газеты «Новое русское слово» побывал в Гарлеме на одном из описанных митингов. Он увидел сотни людей с портретами чеченских боевиков. Единственной информационной службой, помимо него, было российское телевидение. Журналист выяснил, что демонстрантам платили по-разному: иммигранты из России –пенсионеры, привезенные на автобусах с Брайтон-Бич, – получили по 35 долларов, а гарлемские негры и латиноамериканцы – по 20. Митинг привлек внимание полиции, обратившей внимание на то, что некоторые участники демонстрируют гангстерскую опознавательную «распальцовку».
Инсайдерский источник показал корреспондентам «Уолл-стрит джорнэл» электронные послания, которые направляли ему в 2004 и 2005 годах организаторы псевдообщественных движений, носивших громкие названия типа «Международный фонд защиты жертв преступности и терроризма» и «Единый мир против терроризма». В посланиях говорилось, что для развертывания широкомасштабной кампании требуется 400 тысяч долларов. При этом указывалось, что участие России в этих акциях следует тщательно скрывать. «Рука Москвы, если о ней станет известно, лишь ослабит нашу позицию», – говорилось в одном письме.
Обзор подготовили Евгений Аронов и Марк Белл.