Линки доступности

Ирина Козулина: «Я благодарна и горда за людей, которым не безразлична судьба родной страны»


Шестнадцатого числа каждого месяца во многих городах мира проходит День солидарности с жертвами политических репрессий белорусского режима. В Вашингтоне в это день проводится акция напротив посольства Беларуси, в которой обычно принимают участие представители белорусской диаспоры, американских неправительственных организаций, правозащитники и журналисты. На этот раз в ней приняла участие Ирина Козулина – супруга бывшего кандидата в президенты Александра Козулина, который находится в белорусской тюрьме. Накануне акции Ирина Козулина дала интервью Русской службе «Голоса Америки».

Алекс Кэмпбелл: Более 30 тысяч белорусов подписались под обращением к президенту Лукашенко с требованием освободить экс-кандидата в президенты Александра Козулина. Расскажите, пожалуйста, в какой стадии находится рассмотрение его так называемого «дела».

Ирина Козулина: Вы хорошо сказали – «так называемого», потому что у нас «так называемый» президент делает «так называемые» добрые дела» в стране. И сегодня мой муж 82-й день находится в заключении. Он был арестован 25 марта 2006 года во время мирной демонстрации в Минске. Притом он был арестован жестоко – его избивали в автомобиле, который перевозил его в тюрьму. Я вижу его время от времени, мне разрешают свидания с ним. Сила воли, сила духа в этом человеке присутствуют всегда.

Конечно, есть кое-какие проблемы со здоровьем, потому что сидит он в очень маленькой камере – 8 кв.м. Их в ней трое, и когда один человек встает и расправляет руки в стороны, то другим уже встать невозможно. В камере нельзя лежать, только сидеть и стоять. Прогулки – тоже в таком «каменном мешке», семь шагов в одну сторону, семь в другую. В течение 80 дней вот так он получает какое-то движение и какой-то свежий воздух.

А.К.: Ознакомился ли он с содержанием уголовного дела?

И.К.: Да, ознакомление уже закончено, и, как сказал мне муж на свидании, очевидно, что не старались сделать дело аккуратно и внимательно. Такое впечатление, что просто набросаны документы, материалы. Он делает такой вывод, что приговор, скорее всего, уже есть. Судя по тому, как сильно торопятся следователь и остальные продвинуть дело в суд, они хотят побыстрее закончить с этим делом, побыстрее огласить приговор.

И почему я сейчас здесь, в Америке, – чтобы как-то организовать давление на Лукашенко, с тем, чтобы освободить политических заключенных из тюрьмы.

А.К.: Как известно, шестнадцатого числа каждого месяца во всем мире проходит день солидарности с Беларусью. Отмечают его и в Вашингтоне. Шестнадцатого числа каждого месяца перед зданием белорусского посольства собираются американцы, представители белорусской диаспоры, чтобы выразить свое отношение к происходящему в Беларуси. В этом мероприятии примете участие и вы. Что бы вы хотели сказать американцам, участвующим в этом событии, а также тем, кто приходит, чтобы поддержать белорусских политзаключенных, и в том числе вашего мужа?

И.К.: Во-первых, я испытываю глубокое чувство благодарности и гордости за людей, которым не безразлична судьба родной страны. Несмотря на то, что они живут в Америке, все-таки они интересуются и протестуют против того, что происходит в Беларуси. Потому что родная страна – это родная страна навеки. И еще я очень благодарна людям, которые приходят и поднимают транспаранты о политзаключенных, о Козулине, в частности. Это тоже очень важно, потому что когда человек идет навстречу трудностям, и это может стоить ему не только здоровья, но и жизни, – очень важно, что люди знают об этом и выражают таким образом солидарность с ним.

Кстати, шестнадцатого числа и в Киеве будет аналогичное мероприятие, и наша младшая дочь Юлия поехала сегодня туда. Она тоже там будет выступать на митинге. Это замечательно, когда люди могут таким вот образом выражать свое возмущение и свои требования к властям.

А.К.: Мартовские выборы в Беларуси коренным образом изменили ситуацию внутри страны. Как вы оцениваете сегодня настроения в белорусском обществе, особенно среди молодежи?

И.К.: Конечно, события марта встряхнули ситуацию в стране. И важно, что молодежь, и не только молодежь, но вообще думающие люди, которые понимают, что происходит, опять обрели какую-то надежду на то, что можно что-то поменять: вот что очень важно. Сейчас молодежь проводит такие мелкие, небольшие акции, но это тоже очень важно, потому что постоянно нужно поддерживать какой-то «градус действия», когда ты протестуешь против насилия и против того, что тебя постоянно ущемляют.

А.К.: Спасибо большое.

XS
SM
MD
LG