Недавний обыск сотрудниками ФБР офиса конгрессмена на Капитолийском холме – сам по себе факт беспрецедентный в американской истории – вызвал протесты законодателей от обеих американских политических партий, которые обвинили администрацию президента Буша в нарушении принципа разделения власти между исполнительной и законодательной ветвями государственного управления.
Третья ветвь власти, судебная, санкционировала обыск, основываясь на принципе обоснованности предполагаемых обвинений в адрес конгрессмена.
Агенты ФБР провели обыск 20 мая в связи с расследованием по обвинению в коррупции конгрессмена-демократа Уильяма Джефферсона от штата Луизиана. Этот законодатель подозревается в получении взятки за помощь в заключении телекоммуникационной сделки с тремя африканскими государствами. Он отвергает эти подозрения и, в свою очередь, обвиняет исполнительную власть в проведении незаконного обыска.
«Насколько мне известно, у них нет полномочий проводить такой рейд, - заявил Джефферсон. - Кроме того, нет никаких экстренных обстоятельств, которые требовали бы проведения обыска в данной ситуации».
Во избежание чрезмерного влияния исполнительной власти на законодателей, американская конституция защищает членов Конгресса США от ареста во время работы высшего законодательного органа страны, за исключением случаев государственной измены, уголовных преступлений и нарушений общественного порядка.
Уильям Джефферсон как раз обвиняется в уголовном преступлении – получении взятки. ФБР записало на видеопленку момент получения им ста тысяч долларов наличными. Позднее 90 тысяч долларов было обнаружено в морозильной камере его холодильника. Конгрессмен Джефферсон игнорировал повестку в суд, по которой был обязан представить суду относящиеся к делу документы. Повестка была выписана ему девять месяцев назад. Только после этого ФБР получило в суде ордер на обыск. Это обстоятельство, как считает Роджер Пайлон, признанный знаток конституции США из института Катона, подтверждает, что обыск ФБР проведен законно: «Никто не может утверждать, что администрация Буша пыталась неподобающим образом повлиять на законодательную власть, на Конгресс, фактом проведения обыска в офисе конгрессмена Джефферсона».
Пайлон отмечает, что дело против Джефферсона подкреплено вескими доказательствами и без обыска его офиса: «Но, видимо, причина визита ФБР в офис конгрессмена – расследовать, не тянется ли след этого коррупционного скандала еще дальше, не вовлечены ли в это дело другие конгрессмены».
Против обыска офиса Джефферсона протестует и спикер Палаты представителей Конгресса США Деннис Хастерт. Телеканал ABC утверждает, что Хастерт, в свою очередь, находится под следствием за получение денег за помощь одному из клиентов осужденного лоббиста Джека Абрамофф. И Хастерт, и министерство юстиции США отрицают информацию о следствии в отношении спикера, но ABC настаивает на достоверности своего сообщения.
Президент Буш распорядился, чтобы документы, конфискованные у Джефферсона, опечатали на сорок пять дней для решения всех вопросов, касающихся разделения власти различных ветвей государственного управления.