Линки доступности

Российско-американские отношения: мнения экспертов


За последние пять лет отношения между Россией и Соединенными Штатами ухудшились, что проявилось в недавних выступлениях вице-президента Чейни и президента Путина. О причинах ухудшения американо-российских отношений свое мнение высказывают в интервью «Голосу Америки» журналисты из Польши, Германии и России.

Российская пресса охарактеризовала речь вице-президента Дика Чейни на саммите в Вильнюсе, в которой он подверг критике Россию, как начало второй «холодной войны». Российская журналистка Маша Липман считает, что отношения между Вашингтоном и Москвой достигли самой низкой точки с момента окончания «холодной войны». В то время как западные аналитики видят причины этого в эрозии демократии в России и в стремлении Кремля диктовать свою волю бывшим советским республикам, российская журналистка полагает, что охлаждение между двумя странами произошло из-за того, что они ожидали друг от друга гораздо большего.

«Когда "холодная война" завершилась, обе стороны, во всяком случае их элиты, ждали, что Россия и США станут партнерами, – говорит Маша Липман. – Россия надеялась (наверное, неосновательно), что она будет равным партнером Америки. А американцы рассчитывали, что Россия будет податливым младшим партнером. Когда эти ожидания не сбылись, отношения начали портиться».

Шеф вашингтонского бюро российской газеты «Коммерсант» Дмитрий Сидоров считает, что в ухудшении американо-российских отношений виноваты обе стороны: «Главная причина – это разочарование Белого Дома во внутренней и внешней политике Кремля. Россия много наобещала насчет открытия доступа американских компаний к нефтяным и газовым ресурсам, но не выполнила ни одного своего обещания. Кроме того, Россия начала шантажировать своих непосредственных соседей при помощи нефти и газа».

Маша Липман также обращает внимание на тот факт, что у России есть законные интересы в странах бывшего СССР: «После выступления в Федеральном Собрании президент Путин в ходе недавней встречи с большой группой журналистов сказал, что Америка считает сферой своих национальных интересов весь мир. И добавил: «А где сфера наших интересов?» По-моему, он твердо уверен, что интересы России сосредоточены прежде всего и более всего в посткоммунистических государствах».

Польская журналистка Анита Розовска полагает, что недавняя перепалка между Вашингтоном и Кремлем отражает недовольство России своим второстепенным статусом по сравнению с США и Европейским Союзом. Поляки, заметила Розовска, считают, что Москва отключала природный газ Украине, чтобы установить политическое господство с помощью экономической угрозы. «Думаю, что это в большей степени политика, чем экономика», – говорит она.

В настоящий момент, продолжает Анита Розовска, Польша более всего озабочена намерением России и Германии пустить трубопровод по дну Балтийского моря в обход польской территории.

Однако Маттиас Рюб, шеф вашингтонского бюро «Франкфуртер альгемайне», считает, что Германия и Польша должны думать о своих собственных интересах и не вставать ни на сторону России, ни на сторону Соединенных Штатов. «Германия получает из России 40% процентов потребляемого ею природного газа, – напоминает Рюб. – Бывший канцлер Шредер договорился с президентом Путиным о строительстве нового трубопровода через Балтийское море, вместо того чтобы модернизировать существующие линии: из России через Польшу (или через Украину и Венгрию) в Германию. Шредер был избран председателем совета директоров компании, которая строит новый трубопровод. В Центральной и Восточной Европе на эти особые отношения между Россией и Германией взирают с недоумением».

По мнению Маттиаса Рюба, Германия как страна с самой развитой экономикой в Западной Европе находится в сложном положении и нуждается в хороших деловых отношениях с Россией, а также в хороших стратегических отношениях с США.

Но и Вашингтону необходимы хорошие отношения с Москвой, учитывая ее важную роль в переговорах с Северной Кореей и ее поддержку войны с терроризмом. Маша Липман полагает, что обеим странам – в их же собственных интересах – следовало бы снизить накал риторики.

«Президент Путин хочет, чтобы США уважали Россию. Между тем в вильнюсской речи вице-президента Чейни был вполне очевиден двойной стандарт, – замечает российская журналистка. – Чейни с похвалой отозвался о президенте Казахстана – через несколько месяцев после того, как американский госдепартамент объявил казахстанские выборы недемократическими. А совсем недавно Америка подружилась с президентом Азербайджана Алиевым, хотя его стране очень далеко до демократии. Так что здесь явно прослеживается двойная мерка, которую, кстати, нередко использует и Россия».

«Трудно сказать, как будет развиваться это новое соперничество, как поведет себя Путин в последние годы на посту президента и чему он отдаст предпочтение в отношениях с Америкой: соперничеству или партнерству – а может быть комбинации того и другого», – говорит Маша Липман.

XS
SM
MD
LG