Линки доступности

«Человек в истории: Россия – XX век»


Сегодня у нас в гостях историк Ирина Щербакова, сотрудник в которой она возглавляет отдел образовательных программ. Общество «Мемориал» – одна из виднейших российских неправительственных организаций, которая вот уже много лет занимается изучением и документированием преступлений коммунистического режима. Уже семь лет «Мемориал» проводит конкурсы старшеклассников под девизом «Человек в истории: Россия – XX век». Сейчас проходит финал конкурса этого года.

Семен Резник: Ирина, какова цель этого конкурса? Сколько ребят в нем участвуют? В общем, расскажите, пожалуйста, об этом конкурсе.

Ирина Щербакова: Мы объявляем этот конкурс по двум причинам. Во-первых, потому, что мы, занимаясь российской историей, поняли, что у нас нет никаких механизмов для обращения к молодежи. В школьных учебниках о наших темах говорится чрезвычайно мало. К тому же курс истории в школах сокращается. Мы столкнулись с тем, что наши темы совершенно уходят из общественного сознания. И мы стали искать какие-то способы, механизмы обращения к молодежи. И тогда возникла идея такого широкого всероссийского конкурса. Назвали мы его очень широко: «Человек в истории: Россия – ХХ век», поскольку нас прежде всего интересуют человеческие судьбы. И результат получился поразительный.

С.Р.: В каком смысле поразительный?

И.Щ.: В том смысле, что уже на первый конкурс мы получили полторы тысячи работ. Сейчас наш конкурс ежегодный, и к нам приходит каждый год около трех тысяч работ. Мы входим в сеть общеевропейских исторических конкурсов, которая называется Euro-story. И если сравнить наш конкурс с другими конкурсами этой сети, то к нам приходит столько работ, сколько во всю остальную Европу вместе взятую.

С.Р.: А какого типа эти работы?

И.Щ.: Это никакие не школьные сочинения. Мы с самого начала нашу задачу обозначали так, чтобы школьники обратились к тем источникам по русской и советской истории, которые наконец-то стали общедоступны. Для всех прежних поколений не было других источников, кроме официальных. А тут появилось большое количество новых источников.

Прежде всего это устные источники: это бабушки, дедушки и другие родственники, с которыми школьники могут разговаривать о прошлом и которые сейчас могут открыто говорить о том, о чем раньше говорить было опасно. И также это – открывшиеся государственные архивы, которые раньше были закрытыми и секретными. Это следственные дела, которые удалось получить семьям о своих родственниках, пропавших в ГУЛАГе. Это многочисленные документы. Горы документов о раскулачивании.

Хочу сразу сказать, что наш конкурс – преимущественно региональный. Не московский. Не питерский. Из Москвы и Питера нам пишут мало. Нам пишет вся остальная Россия. Мы это себе даже не представляли, когда объявляли конкурс.

С.Р.: Я вас как раз хотел спросить: а какова конкретная география конкурса?

И.Щ.: Объявляя конкурс, мы считали, что, конечно же, писать нам будут школьники из больших городов. А оказалось совсем иначе. Оказалось, что в российской глубинке имеется очень большой интерес к своему прошлому. И треть от трех тысяч работ, присылаемых на конкурс, отправлены даже не из маленьких городков, а из деревень и поселков. Я помню, что в какой-то работе было написано: «Извините, что опаздываем на неделю, но нас так снегом завалило, что никак не могли добраться до ближайшей почты». В общем, работы приходят, как говорится, из каких-то медвежьих углов. И за эти годы у нас из присланных работ сложился поразительный архив крестьянской России.

С.Р.: Раз у вас конкурс, следовательно, есть победители. Какие работы победили в прошлом году?

И.Щ.: Главной темой прошлогоднего конкурса была цена Победы. Тогда было 60-летие со дня окончания войны. И для нас было принципиально важным противопоставить мощному потоку просоветской и просталинской мифологии, которая полезла со всех сторон в связи с юбилеем, РЕАЛЬНУЮ историю войны. Конечно, для авторов работ главным источником информации о войне были их бабушки и дедушки. И война выглядела совершенно другой. Это была картина невероятной тяжести выживания – либо в оккупации, либо в невероятно тяжелым условиях в тылу и на фронте. Всюду тяжелый труд, людские потери, голод… Об этом писали в прошлом году.

С.Р.: Вы сказали, что в прошлом году главной темой была война. Значит, у вас каждый год есть какая-то конкретная основная тема?

И.Щ.: Конечно! В этом году это история российской семьи. И еще – человек и власть. В нее входит история российских репрессий.

С.Р.: Вы, наверно, уже получили и прочитали работы, поступившие на конкурс в этом году. Что там наиболее интересно?

И.Щ.: Очень интересна работа мальчика, который вышел в призеры. Она посвящена армии. Он пытается понять, какой была армия раньше, когда служили его отец, его дедушка… Но не в военное время, а в мирное. Он поднял письма из семейного архива, опрашивал разных людей, служивших в армии, чтобы понять, когда лицо армии стало меняться, когда она стала таким жутким явлением, каким является сейчас. И почему она стала такой. Вот это, например, одна из тем.

Есть еще масса работ о семейной истории. О дворянских семьях. И о крестьянских семьях. Или, например, девочки-школьницы встретили на дороге какого-то человека, который не знал своего настоящего имени. Видимо, он был одной из жертв сталинских репрессий. Девочки пытались выяснить его имя, как он попал в детский дом, что случилось с его родителями… Им это не удалось, но по ходу расследования они проделали огромную работу, перерыли массу документов.

А на прошлом конкурсе среди победивших работ была одна, которая называлась «История моего села в частушках». Было собрано около двухсот частушек, в которых отразилась вся история села на фоне российской истории.

С.Р.: Спасибо, Ирина, Очень интересная беседа, и я надеюсь, что ее услышат в России.

XS
SM
MD
LG