Линки доступности

Ядерный Иран: выгоды или угрозы для России?


Вчера в Париже представители пяти стран – постоянных членов Совета Безопасности ООН обсудили ситуацию вокруг иранской ядерной программы. Как известно, Россия на этих переговорах занимает достаточно выраженную проиранскую позицию. С чем это связано, и насколько может измениться позиция России в ближайшее время? Наконец, видят ли сегодня в России потенциальную угрозу от иранского режима для своей собственной безопасности?

Главная причина нынешнего проиранского курса Москвы, конечно же, экономическая. Сейчас объем российско-иранской торговли составляет 2 миллиарда долларов в год. Только на строительстве атомной электростанции в Бушире российские подрядчики заработали 1 миллиард, а таких станций Иран планирует построить двадцать. Как видим, арифметика простая.

Не будем забывать и о том, что Тегеран является крупным покупателем современной российской боевой техники. Например, чтобы защитить себя с воздуха, Иран закупил российские зенитно-ракетные комплексы на 700 миллионов долларов… Конечно, торговля оружием для любой страны – дело высокоприбыльное. Но при этом пока в России мало кто задается вопросом: а только ли против Америки или Израиля может быть направлено в обозримом будущем современное оружие иранских фундаменталистов? Тем более ядерное оружие.

Символично, что, находясь в Израиле, известный российский политик Евгений Примаков все же признал, что Россия, конечно, не заинтересована в появлении у своих южных границ нового ядерного государства, тем более с трудно предсказуемой политикой. Вот почему Москва, сотрудничая с Ираном, сейчас, по сути, одновременно помогает Израилю вести наблюдение за этой страной. Например, на прошлой неделе с космодрома «Свободный» был запущен израильский спутник-разведчик, который теперь позволяет израильскому военному ведомству круглосуточно осуществлять мониторинг всей иранской территории. Как уже заявили в Тель-Авиве, такое космическое сотрудничество с Москвой будет продолжено. Следующий спутник может быть выведен на орбиту уже в конце этого или в начале следующего года.

Вместе с тем Россия не сворачивает и своих военно-политических контактов с Ираном. Москва и Пекин серьезно рассматривают вопрос о присоединении Ирана к Шанхайской организации сотрудничества уже в нынешнем году. Правда, при этом вице-премьер РФ Сергей Иванов недвусмысленно дал понять, что все это вовсе не означает, что «шанхайская шестерка» готова пойти на открытое противостояние с Америкой ради защиты иранского режима.

С большой вероятностью можно предполагать, что в случае проведения военной акции против Тегерана, как это было и в истории с Саддамом Хусейном, Москва займет критически-нейтральную позицию, а параллельно будет добиваться для себя экономических выгод из новой геополитической ситуации – ну, например, скорейшего завершения переговоров с США о вступлении России в ВТО или продвижения российских нефтегазовых компаний на новые энергетические рынки.

Впрочем, для Москвы военное вторжение США в Иран остается самым нежелательным сценарием развития событий, так как в целом его негативные последствия, по мнению кремлевского руководства, могут оказаться гораздо более серьезными, чем любые сиюминутные выгоды от благоприятной нефтяной конъюнктуры.

XS
SM
MD
LG