Нефтепровод меняет трассу. Объявленное президентом Путиным в Томске решение о переносе трассы строящегося транссибирского нефтепровода на сорок километров к северу от Байкала комментирует «Нью-Йорк таймс».
Газета напоминает, что утвержденный в марте проект компании «Транснефть» проложить трассу всего в километре от заповедного озера вызвало массовые протесты в различных концах России – от Москвы до Иркутска. «Как известно, фауна Байкала уникальна, - пишет московский корреспондент газеты Стивен Ли Майерс. - На долю озера приходится около двадцати процентов всех мировых запасов пресной воды. Возникли опасения, что при реализации первоначального проекта, в случае любой аварии нефтепровода, в этой отдаленной сейсмически активной зоне в озеро хлынет нефть. Против сооружения нефтепровода в такой близости от Байкала выступили не только активисты охраны окружающей среды, но и российские ученые».
«Нью-Йорк таймс» обращает внимание на то, что «поворотное» и неожиданное решение российского президента было, по всей очевидности, «сервировано» специально для телекамер государственных каналов. Выступая в окружении федеральных и местных официальных лиц в Томске, накануне саммита с германским канцлером Ангелой Меркель, Путин поинтересовался у генерального директора «Транснефти» Семена Вайнштока, существует ли альтернативный вариант трассы нефтепровода.
Этот поворот на 180 градусов, по мнению газеты, еще раз продемонстрировал в сильной степени централизованную власть Путина и его пристрастие к драматическим эффектам.
Экологические организации приветствовали решение президента, но при этом высказали сомнения в том, что новую трассу нефтепровода удастся проложить в том районе, на котором остановил выбор Путин. Газета приводит мнение лидера иркутской экологической организации «Байкальская волна» Наталии Подковырзиной на этот счет: «Местность в сорока километрах от Байкала гористая, кругом непроходимая тайга», - сказала она.
Грудью на защиту старой Москвы. Москва меняет облик – в процессе происходящего строительного бума многие постройки тридцатых и более ранних годов, либо уже снесены, либо находятся под угрозой сноса. Среди них много зданий, представляющих большую историческую и культурную ценность. На примере одного из таких зданий московский корреспондент «Вашингтон пост» иллюстрирует суть проблемы.
Речь идет о шестиэтажном жилом доме «Наркомфина» (министерства финансов) по соседству с американским посольством на Садовом кольце. Оно было построено в начале тридцатых годов в конструктивистском стиле и в свое время считалось смелым архитектурным экспериментом в области гражданского строительства. Но очень скоро после его постройки в московском градостроительстве утвердился, в соответствии со вкусами диктатора Иосифа Сталина, помпезный архитектурный стиль. Сталин настаивал на сооружении грандиозных неоклассических зданий, которые и по сей день образуют контуры российской столицы.
В последние годы Москва пережила грандиозный строительный бум, в процессе которого возводились новые здания из стали и стекла, торговые центры, офисы и роскошные жилые комплексы. В то время было снесено и немало исторических зданий. Сегодня в городе постепенно возрождается интерес к сохранению архитектурного наследства сравнительно недавней эпохи.
«Специалисты насчитали около 30 представляющих исторический интерес зданий, построенных в конструктивистском стиле, - говорится далее в статье. - В их числе – знаменитый дом-студия Константина Мельникова. После длительной борьбы в нем наконец собираются устроить музей. Клуб культуры завода «Каучук», также построенный в конструктивистский период, частично превращен в китайский ресторан. Алексей Гинзбург, сын архитектора Моисея Гинзбурга, спроектировавшего Дом Наркомфина, предлагает устроить в этом доме гостиницу. Эту идею поддерживает и мэр Москвы Юрий Лужков. На недавно состоявшейся в Москве международной конференции архитекторов и реставраторов было отмечено, что Дом Наркомфина входит в список ста архитектурных объектов, которым грозит уничтожение. Этот список составлен нью-йоркской организацией «Фонд мировых памятников».
Визит диктатора-союзника. Официальный визит в Вашингтон на прошлой неделе президента Азербайджана Ильхама Алиева вызвал разноречивые отклики в американской печати.
«При сегодняшнем положении дел, и Азербайджан, и Беларусь еще долго будут оставаться авторитарными государствами, - отмечает «Интернэшенел геральд трибьюн». - И дело не только в политике Москвы, но и в сомнительной американской политике осуждения одних постсоветских диктаторских режимов и братания с другими. В результате, как первые, так и вторые укрепляются еще больше».
«Приглашение Алиеву посетить с официальным визитом Вашингтон вызвало недоумение на бывшем советском пространстве, - говорится в комментарии «Нью-Йорк таймс». - Призывы президента Буша к демократизации вызвали напряженность в отношениях между оппозиционными движениями и окопавшимися автократами»
Дифирамбы Ильхаму Алиеву расточает на страницах «Вашингтон таймс» президент компании «Каспиэн энерджи консалтинг» Роб Собхани. По его словам, азербайджанский лидер – один из самых сильных союзников президента Буша в борьбе против терроризма, а Азербайджан под руководством Алиева восстал из руин советского тоталитаризма и превратился в бурно развивающееся прозападное демократическое государство.
Как отмечает «Крисчен сайенс монитор», аналитики считают, что визит Алиева представляет один из элементов широких усилий администрации президента Буша заручиться поддержкой в этом ключевом районе, в особенности в мусульманских странах, в связи с усиливающейся конфронтацией с Ираном. Другим существенным фактором является азербайджанская нефть.
Обзор подготовил Лео Стерн