В докладе ООН, выпущенному к 20-летию аварии на Чернобыльской АЭС, говорится, что последствия катастрофы были преувеличены и что, согласно выводам ученых, радиоактивные выбросы воздействовали на здоровье людей не столь сильно, как ранее считалось. Однако многие в Украине не согласны с такими выводами.
…Чернобыль напоминает «Повесть о двух городах». Для одних это – отравленная зона, отмеченная смертью и страхом. Другим он напоминает Феникса, восстающего из пепла.
Спустя 20 лет после аварии на Чернобыльской АЭС многие вопросы все еще ждут ответа. Сколько людей погибло в результате взрыва? Какие меры должны быть приняты в сопредельных странах, чтобы обеспечить здоровье и безопасность своих народов, а также их энергетические нужды?
В опубликованном к 20-летию Чернобыльской катастрофы докладе ООН обобщены мнения сотен специалистов, которые пришли к выводу, что менее 50 смертей можно напрямую связать с радиацией, выброшенной взрывом. Почти все погибшие были ликвидаторами последствий катастрофы. Однако в документе ООН говорится, что жертвами отдаленных последствий аварии могут стать четыре тысячи человек в России, Украине и Беларуси, но не десятки тысяч, как раньше предполагалось.
Ликвидатор Иван Жаравич утверждает, что отчет ООН не соответствует действительности. По его мнению, подсчитать точное число жертв Чернобыля невозможно. Жаравич также подчеркивает, что особенно тяжелыми оказались последствия для детей, поэтому он особенно озабочен тем, что прекращен долгосрочный мониторинг влияния Чернобыля на здоровье переживших аварию детей и на их потомство.
Директор киевского Института эндокринологии и обмена веществ д-р Игорь Комиссаренко настроен более оптимистичен. Его клиника лечит раковые заболевания, вызванные радиоактивностью, особенно у детей. Киевский врач провел свыше пятисот операций на чернобыльских детях, многих из них он вернул к нормальной жизни.
Президент Украины Виктор Ющенко сейчас обдумывает предложение использовать зараженную территорию Чернобыля в качестве хранилища для ядерных отходов из других стран. Видный специалист по ядерной энергии, участвовавший в ликвидации катастрофы, Владимир Осатенко выступает против этого предложения. По его словам, хранение ядерных отходов представляет собой гораздо большую опасность для страны, чем атомные электростанции чернобыльского типа, и к тому же сопряжено с большим риском.
Уроки Чернобыля до сих пор не усвоены, считает Осатенко. Тем не менее чернобыльская зона подает признаки некоторого возрождения. Сотни людей возвращаются в зону и пытаются наладить нормальную жизнь. За двадцать лет отсутствия людей местность превратилась в крупнейший в Европе природный заповедник. Но она может потерять этот новый статус, если Чернобыль станет объектом «экстремального туризма», фанаты которого любят посещать места стихийных и иных бедствий.