Линки доступности

Обзор печати от 24 апреля 2006 г.


Иранский кризис: Москва говорит «нет». «Российское руководство отклонило официальную просьбу Соединенных Штатов приостановить продажу зенитных ракетных комплексов Ирану, - сообщает столичная «Вашингтон пост». - Этот публичный отказ проиллюстрировал серьезные трудности, с которыми столкнулись Соединенные Штаты в своих попытках усилить нажим международного сообщества на Иран с целью вынудить его отказаться от форсирования ядерной программы. В пятницу помощник государственного секретаря Николас Бернс заявил в Вашингтоне, что все страны должны использовать свое влияние и прекратить поставки Ирану оружия и ядерных технологий. Он специально упомянул в этой связи о продаже Ирану 29 российских ракет типа Топ-М1 на сумму 700 миллионов долларов по условиям заключенного в декабре российско-иранского соглашения».

«С аналогичным обращением к кремлевскому руководству помощник государственного секретаря обращался и во время визита в Москву на прошлой неделе, - продолжает «Вашингтон пост», - но также получил отказ».

Газета цитирует заявление заместителя председателя Совета безопасности РФ Николая Спасского, прозвучавшее за несколько часов до пятничной пресс-конференции Николаса Бернса: «Никакие обстоятельства не могут помешать выполнению взятых нами на себя обязательств в порядке военно-технического сотрудничества с Ираном, - заявил он. - Это относится и к обязательствам по поставкам ракетно-зенитных систем типа Тор-М1».

«Кроме того, - говорится в статье, - Россия отклонила на прошлой неделе призыв Соединенных Штатов отказаться от сотрудничества с Ираном в сооружении АЭС в Бушере. Русские заявили, что эта АЭС не имеет никакого отношения к попыткам Ирана создать ядерное оружие».

Европа под российским газом. «Россия уже продемонстрировала намерение использовать энергоресурсы в политических целях и теперь усиливает свой контроль над энергоснабжением Западной Европы, - отмечает другая столичная газета – «Вашингтон таймс». - Судя по прогнозам, к 2025 году она будет поставлять в этот регион до 70 процентов потребляемого западноевропейскими странами природного газа. В недалеком прошлом Россия была почти монопольным поставщиком нефти и газа новым членам Евросоюза – в основном бывшим советским странам-сателлитам. Но теперь дело дошло до так называемой «старой Европы», которая быстрыми темпами теряет свою энергетическую независимость».

«Тревогу вызвало заявление генерального директора «Газпрома» Алексея Миллера на встрече с послами двадцати пяти стран Евросоюза на прошлой неделе, - говорится далее в статье. - Миллер заявил, что «Газпром» способен удовлетворить потребность европейских стран в энергоносителях, но что он может переключить свое внимание и на другие страны. Это заявление было воспринято как завуалированная угроза. Европейские руководители все более отчетливо начинают понимать, что их энергетическое положение весьма уязвимо. Однако тот факт, что Россия усиливает свой контроль над путями доставки нефти и газа, в том числе из Центральной Азии, не оставляет им сколько-нибудь значительных альтернатив».

«Вашингтон таймс» приводит мнение одного из американских политологов, Владимира Сокора, который анализирует создавшуюся ситуацию следующим образом: «Все говорят, что так называемая «газовая война» между «Газпромом» и Украиной нынешней зимой прозвучала как сигнал тревоги, и что Европа наконец пришла в движение. Но она раскачивается слишком медленно. Энергетической программы у Евросоюза нет. Россия же тем временем заключает двусторонние соглашения с отдельными странами ЕС и, таким образом, сталкивает их лбами».

Возвращение Владимира Горовица. Двадцать шестого апреля исполняется двадцатая годовщина со дня Чернобыльской трагедии. В связи с этой датой в американской прессе появилось и без сомнения еще появится множество материалов. Мы познакомим вас с ними в нашем обзоре в среду.

«Но 26 апреля 1985 года памятно и еще по одной дате, - напоминает журнал «Уикли стандарт». - В Москве состоялся концерт великого пианиста Владимира Горовица, который в первый и в последний раз выступил в России шестьдесят один год спустя после того, как покинул родину. Ему шел тогда 83 год».

«Когда Горовиц вышел в тот день на эстраду Большого зала Московской консерватории, произошел как бы сейсмический сдвиг – россияне, в значительной мере отрезанные от своей добольшевистской истории, неожиданно воссоединились с ней. При первых же звуках сонаты Скарлатти, которую исполнил пианист, в русской душе ожило нечто прекрасное и мистическое…».

Мало кто в России когда-либо надеялся услышать игру Горовица в живом исполнении. Даже пластинки с его записями было чрезвычайно трудно достать. Приезд музыканта стал результатом соглашения о культурном обмене между президентом Соединенных Штатов Роналдом Рэйганом и новым генеральным секретарем КПСС Михаилом Горбачевым. Подобно Никите Хрущеву, отцу «оттепели» в конце 50 годов, Горбачев тоже выступил за большую свободу в области искусства.

Горовиц скончался 5 ноября 1989 года. А два года спустя рухнул Советский Союз. Сегодняшняя Москва, да и, пожалуй, вся Россия, выглядят как другая планета. Скучное советское единообразие переплавилось в бурный гиперкинетический поток, поп-культура захлестнула страну точно таким же образом, как это произошло на Западе. Повсюду расплодились кафе и ночные клубы с синтезаторами. При всем при том, Горовиц продолжает вызвать уважение к себе. Его помнят таким, каким он хотел остаться в людской памяти – как одного из величайших виртуозов-исполнителей XX века».

Обзор подготовил Лео Стерн

XS
SM
MD
LG