Несколько дней назад мы рассказали о семинаре «Кавказский фронт Садулаева», который был организован американской неправительственной исследовательской организацией «Джеймстаунский Фонд». На семинаре обсуждалась ситуация в регионе и возможность повторения Нальчика. Россию этот семинар возмутил. Американскому послу в Москве была вручена нота протеста. Мы решили обсудить эту проблему с президентом Джеймстаунского Фонда Гленом Хауардом.
Инна Озовская: Г-н Хауард, в ноте МИДа России заявляется, что «семинар стал трибуной для призывов к проведению новых терактов на территории России». Что вы можете сказать по этому поводу?
Глен Хауард: Я был в шоке, когда услышал об этом. Это был семинар Джеймстаунского фонда – независимой американской организации, совершенно не имеющей связи с правительством. Мы организовали открытое обсуждение последних событий на Северном Кавказе. О них не раз писали российские СМИ, и даже сам президент Путин тоже о них говорил. На наш форум собрались независимые эксперты, в том числе один русский, один канадец, и даже один гражданин Франции, который родился в Чечне. Это было совершенно открытое обсуждение вопросов, о которых много писали российские СМИ. Поэтому когда американское правительство получило протест от России, в ответ им был направлен наш пресс-релиз, в котором обсуждаются все эти вопросы. Я считаю, что речь идет о повторении советских методов времен «холодной войны».
И.О.: Как вы считаете, что побудило МИД России столь резко отреагировать на сугубо академический обмен мнениями?
Г.Х.: Я считаю, что это новый подход Кремля, рассчитанный на то, чтобы запугать частные американские организации. Они уже пригрозили НПО в России, а сейчас они выступают против американских фондов. Это интересно: ведь Америка – свободная страна, мы можем у себя свободно обсуждать подобные вопросы, в которых, кстати, не было ничего секретного, не было никаких угроз для России, не говорилось о возможности дальнейших терактов. За События последних трех лет показывают, что война на Северном Кавказе распространяется: это что, секрет? Нальчик, Назрань, Адыгея, Дагестан… Проблемы, связанные с экстремизмом и сепаратизмом, усугубляются. И в свободной стране эти вопросы должны свободно обсуждаться.