Линки доступности

Владимир Рыжков о сегодняшней экономике России


Сегодня мы предлагаем вашему вниманию окончание беседы с независимым депутатом Государственной Думы Владимир Рыжков, который приехал в Вашингтон, чтобы познакомить с собственной оценкой происходящего своих коллег в Конгрессе США, сотрудников администрации и аналитиков.

Инна Озовская: Вы называете режим президента Путина «бюрократической монополией» и обвиняете его в уничтожении принципов разделения властей и федерализма, возврате к однопартийной системе, резком ограничении свободы СМИ и неправительственных организаций. Однако Кремль очень гордится тем, что экономическое положение России намного улучшилось за годы правления президента Путина. Как вам это видится в более долгосрочном плане?

Владимир Рыжков: У этого экономического «чуда» есть простое объяснение. Я хорошо помню, как осенью 1999 года Путин выступал перед нами, депутатами Государственной Думы, – я хорошо помню, что баррель нефти тогда стоил 10-11 долларов. Сегодня тот же баррель стоит 65-70 долларов. И если российская экономика выросла за этот период в полтора раза, то в первую очередь потому, что цены выросли в шесть раз.

Есть простая корреляция между темпами экономического роста в России и ценами на нефть. У нас 51% консолидированных доходов всех бюджетов страны приходят от нефтяного экспорта. Пятьдесят один процент! Представьте себе, что их нет. Что останется от России, что останется от российской экономики, что останется от российского бюджета? Я еще раз скажу, что, к сожалению, Россия сегодня напоминает такого атлета-культуриста с огромными бицепсами, с мощным, мускулистым телом, но это все – стероиды и анаболики. Это все – экспорт углеводородов-энергоносителей и больше ничего.

У нас сегодня экономика страны представляет из себя экономику трубы и гипермаркетов. По трубе мы откачиваем на зарубежные рынки газ и нефть, а потом через железные дороги и автомобильные дороги завозим импорт. В России сегодня 90% одежды – импортная, 90% бытовой техники – импортная, 90% мебели – импортная, 70% мяса, которое едят россияне, – импортное. Почти ничего нет своего. Экспорт углеводородов и импорт всего остального.

Единственное, что меня обнадеживает и радует, – это то, что в России все-таки очень много частных предпринимателей, очень талантливых, очень динамичных, очень энергичных. И в этом смысле ситуация гораздо лучше, чем в брежневские времена. Потому что даже в случае кризиса, связанного с нефтяными ценами, в России сегодня есть миллионы динамичных и очень энергичных людей, которые смогут, я уверен, быстро перестроиться и начать что-то производить, оказывать услуги. И поэтому, на мой взгляд, все равно будущее у России есть.

И.О.: Вы персона нон грата на российском телевидении. Как вы доводите свои взгляды до широкой общественности?

В.Р.: Наши возможности ограничены, но в этих условиях мы меняем тактику нашей работы. Мы идем в провинцию, мы проводим акции протеста, мы проводим митинги, демонстрации… То есть, не имея возможности обращаться к людям с телевизионных экранов, мы обращаемся к ним со ступеней университетов, с уличных тумб. В общем, мы обращаемся к ним непосредственно. И кто знает – может быть, это будет в конечном итоге даже более эффективно.

И.О.: В конечном итоге – это имеются в виду следующие выборы?

В.Р.: Да, я не согласен с теми моими коллегами, которые говорят: нет смысла, все равно в путинской России все выборы будут сфальсифицированы, все равно честных выборов не может быть, ничего не выйдет. У меня другой взгляд на вещи. Я считаю, что надо участвовать в войне, даже если ты не имеешь шансов победить. Надо участвовать в поединке, даже если твой соперник заведомо сильнее тебя. Надо участвовать в выборах, даже если ты уверен, что твои возможности ограничены, а выборы будут сфальсифицированы. Потому что по крайней мере это даст возможность говорить с каким-то числом людей, даст надежду, что кто-то тебя услышит, и даст возможность потом хотя бы оспорить итоги этих выборов и продолжить борьбу. Поэтому мы готовимся сейчас к этим выборам.

Моя политическая цель как действующего политика – прийти к следующим парламентским выборам с новой, объединенной Демократической партией, которая вернет себе доверие российских избирателей, и прийти к следующим президентским выборам с кандидатом от демократических сил, который сможет выступить с впечатляющей программой и привлечь к себе внимание и поддержку избирателей.

Начало беседы с Владимиром Рыжковым см. здесь.

XS
SM
MD
LG