Линки доступности

Новости Голливуда: «Основной инстинкт-2»


Достоевский сказал: «Когда Бога нет – все дозволено!». Слегка перефразируя это изречение, можно охарактеризовать суть фильма «Основной инстинкт-2» (Вasic Instinct 2): «Когда нет морали – все дозволено!».

Аморальна ли сама картина? Судите сами. Поручусь лишь за то, что практически все ее персонажи аморальны и социально коррумпированы. И, как это наблюдается в определенных кругах общества, социальная коррупция направлена на манипулирование сознанием и эмоциями людей.

Мы познакомились с ярким представителем этого подвида человеческой породы в картине 1992 года «Основной инстинкт». В нем сравнительно молодая и тогда малоизвестная актриса Шэрон Стоун создала образ писательницы Кэтрин Тремелл, которой неведомы моральные и сексуальные преграды.

Фильм режиссера-голландца Пола Верхувена по сценарию венгра Джо Эстерхаза, не будучи одной из вершин кинематографического искусства, тем не менее задел какие-то важные струны тогдашнего общественного сознания (в глубине которого, конечно, лежат наши вполне первобытные инстинкты). Коммерческий успех фильма объяснялся не только невиданной по смелости для американского кино сценой перекрещивания ног Шэрон Стоун при допросе ее героини в полиции. Отсутствие при этом дамской конфекции, конечно, участило пульс некоторых зрителей мужского пола, но одного этого – даже при эротической окраске всей криминальной истории – было бы мало для того, чтобы сделать фильм культовым феноменом, а Шэрон Стоун – звездой мирового калибра.

Думаю, секрет первого «Инстинкта» – в том, что он стал метафорой нараставшей тогда в западном мире войны полов, которая сейчас достигла, пожалуй, кульминации. Свидетельством тому – бесконечные тяжбы по поводу сексуальных домогательств на службе, а также обращения в суд жен, коих якобы насилуют мужья. А об однополой любви и таком же браке вообще надоело говорить.

Но авторы запоздавшего на четырнадцать лет продолжения (авторы сценария супруги-американцы Леора Бариш и Генри Бин и режиссер-шотландец Майкл Кэйтон-Джонс («Скандал») пытаются поднять планку разговора выше и через сравнительно камерную сексуально-криминальную историю найти художественно сжатый эквивалент нашей нынешней войны всех со всеми. Невзирая на пол, возраст, национальную и социальную принадлежность.

Безусловно, рядовой зритель не станет утруждать себя поисками метафорического смысла этого sophisticated trash entertainment, что можно перевести как «продвинутое мусорное развлечение». И, идентифицируя себя на минуту с этой частью аудитории, могу сказать, что она получит свое. Эта «Пессимистическая трагедия» дает положительный ответ на вопрос: «Ну, кто еще хочет комиссарского… пардон, Шэроновского тела попробовать?». Даже в версии для американского проката (европейская обычно бывает смелее!) Стоун демонстрирует достаточно своего всемирно алкаемого тела. И как мужчина должен сказать, что своей смелостью в «ню» и интимных сценах Стоун бросает вызов американскому культу молодого тела. И это тем более актуально, что демография Америки смещается в сторону среднего возраста.

Роль Кэтрин Тремелл создана и принадлежит только Шэрон Стоун. Этот пугающий и одновременно притягивающий образ стал возможен из-за уникального совпадения личности актрисы и ее опасного создания. Я говорю, конечно, не о моральных качествах самой Стоун (не мне судить), но психофизиологическая составляющая характера могла удасться только ей. Посмотрите фильм – и вы поймете, что даже великий мастер перевоплощения Мэрил Стрип не могла бы в свои лучшие годы сыграть Кэтрин Тремелл.

А вот на роль ее партнера-жертвы, английского (действие происходит в Лондоне) психиатра Майкла Гласса, актера подобрали не вполнее правильно, на мой взгляд. Британский актер Дэвид Морисси обладает всеми необходимыми навыками для любой роли, но одного профессионализма здесь не хватает. Другой Майкл – Майкл Даглас – был в первом «Инстинкте» абсолютно адекватен Стоун (или она адекватна ему?). Морисси, хотя и женат на внучке Зигмунда Фрейда, не обладает дагласовской психологической амбивалентностью, позволяющей американскому актеру увлекать зрителя в паучьи сети своего негативного обаяния. Но почему-то доктору Майклу Глассу Дэвида Морисси совсем не хочется симпатизировать, как и хорошему(?)-плохому(?) полицейскому Рою Уошбурну (Дэвид Тьюлис).

Убийца ли Кэтрин Тремелл? Этот вопрос так и остается открытым. Но если третья серия «Основного инстинкта» появится еще через четырнадцать лет, то темой его может стать «геронтология и секс». Прости, Шэрон!

XS
SM
MD
LG