Специалисты считают, что продолжающиеся в Узбекистане гонения на иностранные организации вызваны тем, что узбекское правительство обеспокоено «происками извне».
Узбекистан недавно подвергся международной критике за изгнание из страны иностранных неправительственных и других организаций. Свои представительства в Узбекистане за последние несколько недель закрыли Freedom House и IREX, а также информационные агентства «Интерньюс», Би-би-си и Радио «Свободная Европа».
Отвечая на вопрос о гонениях на иностранцев в республике, посол Узбекистана в Вашингтоне Абдул-Азиз Камилов заявил, что правительство вынуждено принимать трудные решения. «Очень жаль, что приходится прекращать сотрудничество с любыми неправительственными организациями, – сказал он, – но каждый раз, когда мы прекращаем аккредитацию или прекращаем сотрудничество, мы стараемся объяснить причины такого шага».
Фонд «Евразия», действовавший в Узбекистане двенадцать лет, был вынужден отвечать по искам в местных судах и поэтому счел целесообразным закрыть отделение в Ташкенте добровольно, а не дожидаться официального распоряжения об изгнании. По словам президента Фонда Билла Мэйнса, обвинения против его организации были одновременно конкретными и расплывчатыми: «Нам объявили официальный мотив исков, но это не мог быть реальный мотив: дескать, десять лет назад, при регистрации, мы не завизировали логотип нашей организации, или что мы подписали договор об аренде помещения с лицом, чьи документы не были заверены нотариусом… Нам также заявили, что мы вышли за пределы поля деятельности, очерченного в соглашении, но в чем именно состояло нарушение мандата, указано не было».
Отметим, что Фонд «Евразия» получает средства из государственного бюджета США. Как бы то ни было, Фонд, как сказал далее Билл Мэйнс, является лишь одной из жертв общего ухудшения отношений между Узбекистаном и США.
По его словам, страх официального Ташкента перед любым иностранным присутствием в стране усилился после прошлогоднего восстания в Андижане. Автократы в Узбекистане не только вышвыривают из страны иностранные организации, но и бросают в тюрьму правозащитников и так называемых «исламистов».
Именно поэтому, подчеркивает сотрудник университета Джонса Хопкинса Фредерик Старр, власти в Центральной Азии считают иностранные НПО орудием правительств соответствующих стран: «Доводы, что это НПО, а не официальные организации, никого не убеждают, ибо известно, что в большинстве случаев эти НПО получают государственное финансирование, будь то в Америке или Евросоюзе».
Билл Мэйнс говорит, что организации, подобные Фонду «Евразия», делают важную работу – помогают со стипендиями студентам, дают гранты обществам трудоустройства инвалидов, то есть занимаются работой, которую официальный Ташкент, к сожалению, игнорирует.
Правительство Узбекистана, считает Мэйнс, оставит работать в стране только те международные организации, которые имеют в глазах руководства непосредственную ценность, и в силу вышесказанного он надеется, что Фонд «Евразия» попадет в их число.