Линки доступности

Перспективы палестино-израильских отношений


Неожиданная победа ХАМАСа на палестинских выборах в январе радикально изменила политический ландшафт в регионе. Европейский союз и госдепартамент США еще ранее включили эту исламистскую группировку в список террористических организаций. Кроме того, ХАМАС провозглашает своей целью полное уничтожение государства Израиль. В настоящее время США и другие западные страны решают вопрос о том, какую политику проводить в отношении этой экстремистской организации. Она будет зависеть от того, изменит ли ХАМАС свое поведение.

ХАМАС представляет собой самое крупное и наиболее влиятельное исламистское движение палестинцев. Оно возникло в 1987 году после начала первой интифады, палестинского восстания против израильского контроля над Западным берегом Иордана и сектором Газа. ХАМАС предоставляет палестинцам целую сеть социальных услуг и, в то же время, является открытым и решительным врагом Израиля, нападая на него при помощи террористов-самоубийц.

Лоретта Наполеони, специалист по финансированию терроризма и автор книги на эту тему, отмечает, что Израиль поначалу приветствовал появление ХАМАСа, так как в его уставе не говорилось о необходимости уничтожить еврейское государство: «Первоначальной целью ХАМАСа было помогать беднейшим слоям населения, и эта организация получила финансовую помощь от Израиля. Причина этого в том, что Израиль стремился подорвать власть Ясира Арафата, а также влияние ООП и партии Фатх».

По словам многих аналитиков, решение Арафата поддержать Саддама Хуссейна во время войны в Персидском заливе 91 года, оказалось чрезвычайно выгодным для ХАМАСа. Эта организация получила большие суммы денег от арабских стран, которые поддержали Соединенные Штаты в их войне против Ирака. ХАМАС использовал эти средства для укрепления своих позиций в секторе Газа и на Западном берегу, где им были построены школы, дома для сирот, мечети, поликлиники, столовые для бедных и спортивные сооружения. Но покончить с контролем ООП над палестинскими территориями ХАМАС смог только после смерти Ясира Арафата и исчезновения из казны Палестинской администрации двух миллиардов долларов.

«Существует мнение, что Арафат присвоил и положил на свой банковский счет 15 миллиардов долларов, - продолжает Наполеони. - Часть этих денег использовалась для того, чтобы заручиться лояльностью палестинцев, а также для поддержания коррупционной политики партии Фатх. После смерти Арафата Палестинская администрация не досчиталась двух миллиардов долларов, и это помогло ХАМАСу выиграть выборы, так как у Фатх не было денег на покупку голосов избирателей».

Победа ХАМАСа на выборах вызвала озабоченность во многих международных кругах. Так называемый «квартет» по ближневосточному мирному процессу пригрозил ХАМАСу изоляцией и лишением финансовой помощи, если тот не откажется от насилия и не признает право Израиля на существование. Израиль, со своей стороны, заявил, что порвет экономические отношения с Палестинской автономией, запретит палестинским рабочим въезд на свою территорию и не допустит строительства морского порта и аэропорта в секторе Газа.

Тем временем, израильское правительство приостановило передачу Палестинской администрации налоговых поступлений от палестинских рабочих.

ХАМАС неоднозначно реагировал на эти предупреждения. Некоторые из его более умеренных лидеров заявили о своей готовности продолжить долговременное прекращение огня и придерживаться ряда израильско-палестинских соглашений. По их словам, однако, они признают Израиль только в том случае, если он пойдет навстречу нескольким требованиям ХАМАСа.

Вот что говорит об этом Генри Сигман, директор Американо-ближневосточного проекта в нью-йоркском Совете международных отношений: «Эти лидеры указывают на решение Израиля аннексировать в одностороннем порядке большие куски Западного берега. По словам премьер-министра Исмаила Хании, все зависит от того, какой Израиль следует признать. «Если вы хотите, чтобы мы признали Израиль, присвоивший себе половину Западного берега, которая могла войти в независимое палестинское государство, такой Израиль мы не признаем, - заявил Хания. - Если же речь идет об Израиле, который готов соблюдать «дорожную карту мира» и не менять - без согласия палестинцев - территориальную ситуацию, существовавшую до 1967 года, тогда мы говорим о совершенно другом Израиле».

После победы ХАМАСа на выборах ситуация еще более усложнилась. Палестинцы подвергают ракетному обстрелу израильскую территорию. Израиль ответил на это операциями по уничтожению палестинских террористов. Напряженность возросла еще больше после недавнего израильского рейда на палестинскую тюрьму в Иерихоне, где израильтяне захватили шестерых экстремистов.

По словам Генри Сигмана, мирное урегулирование в настоящий момент вряд ли возможно без давления со стороны западных стран: «Шансы на урегулирование близки к нулю. Вопрос в том, готовы ли США и «квартет» по Ближнему Востоку заставить обе стороны выдвинуть требования друг к другу, причем не новые, а уже содержащиеся в «дорожной карте мира». И затем – обсуждать эти требования, не стараясь нанести друг другу ущерба».

По мнению многих экспертов, если международное сообщество проявит пассивность, еще один продолжительный цикл кровопролития станет неизбежным. Айан Лустик, профессор международных отношений в университете Пенсильвании, считает, что Израиль будет продолжать одностороннюю политику находящегося в коме премьера Ариэля Шарона, в то время как ХАМАС будет пытаться избежать каких-либо мирных обязательств: «Странным образом, израильская политика односторонних действий без переговоров с палестинцами – это именно то, что устраивает ХАМАС. ХАМАС тоже не хочет переговоров. Но он заинтересован в затишье на некоторое время и способен это затишье обеспечить. Так что, и Израиль, и ХАМАС предпочитают ждать год или два, пока не начнутся серьезные переговоры между ними».

Профессор Лустик отмечает, что, несмотря на годы насилия, позиции Израиля и палестинцев постепенно сближались: «Когда-то у палестинцев и сионистов были полностью противоположные идеи. Сионисты мечтали о том, чтобы вся Палестина стала еврейским государством, в то время как палестинские арабы были против какого-либо присутствия евреев в регионе. Теперь Израиль принимает идею независимого палестинского государства. А популярность ХАМАСа среди палестинцев связана с тем, что его лидеры готовы жить бок о бок с Израилем – пусть и неофициально, но в течение долгого времени».

Между тем, многие обозреватели считают, что напряженные израильско-палестинские отношения могут в ближайшем будущем стать еще более сложными и неустойчивыми.

XS
SM
MD
LG