Линки доступности

Александру Копцеву грозит пожизненное заключение


В Московском городском суде началось слушание дела Александра Копцева, который обвиняется в покушении на убийство и нанесении телесных повреждений восьми прихожанам одной из московских синагог. Одиннадцатого января Копцев явился в синагогу и стал наносить ножевые удары молящимся, пока его не скрутили. Начало судебного процесса по просьбе Русской службы «Голоса Америки» директор Московского Бюро по правам человека Александр Брод.

Семен Резник: Суд начался, надо сказать, довольно быстро после совершения преступления, что нехарактерно для современного российского правосудия. Чем вы это объясняете?

Александр Брод: Это был вопиющий случай – откровенная резня, откровенное преступление на почве этнической ненависти. Александр Копцев – это человек, идейно подготовивший себя к преступлению. Установлено, что длительное время он тщательно изучал нацистские книги, просматривал нацистские интернет-сайты. Поначалу, когда шло следствие, он говорил о том, что сознательно пришел убивать евреев, потому что это люди, которые, по его мнению, живут лучше, чем русские. Он воспроизвел и многие другие расхожие антисемитские мифы. И на судебном заседании он допускал такие выражения, как, например, «Уголовный кодекс – это труд, написанный евреями и еврейской мафией», а тележурналисты являются «прихвостнями еврейской мафии».

С.Р.: Я знаю, что Копцеву предъявлены обвинения по двум статьям. Одна статья – это нападение с целью убийства. И вторая статья – разжигание национальной розни. У меня лично такой возникает вопрос: разве он разжигал национальную рознь? Он-то ведь просто пришел убивать! Он никого не натравливал – он сам был натравлен. Не следует ли по этой второй статье привлекать авторов тех самых публикаций, которых он начитался?

А.Б.: Вторая часть вашего вопроса вполне справедлива. Действительно, подстрекатели резни, погромов, нападений находятся в полной безопасности. В отношении них Уголовный кодекс, наше законодательство просто дремлет уже много лет. По-моему, большую степень ответственности должны нести распространители и издатели нацистской литературы, которой завалены теперь уже практически все книжные магазины. Такие мальчики, как Копцев, которые испытывают какие-то жизненные трудности, у которых какой-то душевный, духовный кризис, читают эти книги и находят простые ответы на сложные вопросы. Но прокуратура по-прежнему не хочет связываться с такими делами и не трогает авторов подобной литературы. Бездействие закона, отсутствие реакции на разжигание межнациональной розни – это полное отсутствие профилактики подобных преступлений, которые, к сожалению, возможно, будут повторяться.

С.Р.: Скажите, Александр, что было установлено на суде?

А.Б.: Обвиняемый не признал себя виновным. После заслушивания потерпевших, пострадавших от нападения Копцева, я думаю, приговор будет вынесен. Обвинитель настаивает на пожизненном заключении.

С.Р.: Даже так!

А.Б.: Проблема-то в том, что это не единственное подобное преступление. Преступления, может быть, меньших масштабов, но не менее опасные, происходят практически ежемесячно во многих российских регионах. Это осквернение синагог, это нападения на верующих, избиения. Поэтому, конечно, не должны молчать ни прокуратура, ни правоохранительные органы.

XS
SM
MD
LG