Линки доступности

«День защитника отечества»


23 февраля в России отмечают «День защитника отечества», который в недавнем прошлом именовался «Днем советской (а затем российской) армии». Между тем, последние события в российских вооруженных силах дают очень мало поводов для шумных торжеств.

С советских времен бытовала традиция, согласно которой в любом учебном и трудовом коллективе (начиная с детского сада и заканчивая ветеранскими организациями) 23 февраля женщины одаривали мужчин всевозможными знаками внимания, рассчитывая на ответные шаги две недели спустя – 8 марта. Но в этом году поводов для торжеств по поводу милитаристского праздника (который с начала нового тысячелетия стал, к тому же, выходным днем) оказалось, на редкость мало. Вот лишь некоторые печальные события:

9 января – в воинской части внутренних войск, находящейся в Московском районе Нижнего Новгорода, найден повешенным солдат.

25 января – стало известно о трагедии в Челябинской области. Избитому «дедами» рядовому Андрею Сычеву ампутировали обе ноги и половые органы. Заведено несколько уголовных дел, расследование взял под личный контроль президент Путин.

7 февраля – На юго-западе Сахалина пограничник, младший сержант Алексей Степанов обнаружен повешенным в вольере для служебных собак.

13 февраля – в Уфе скончался солдат стройбата Нурсулла Даутов, избитый сослуживцами.

И этот печальный список – далеко не полный. Вот что сказала в интервью «Голосу Америки» председатель правозащитной организации «Солдатские матери Санкт-Петербурга» Элла Полякова:

«У нас «черный январь» был, когда пришло в Петербург и в область четыре гроба. Это серьезная проблема, раньше гораздо меньше было. Совершенно «отвязанные» отношения в воинских частях, безнаказанные преступления против личности. Не оказание медицинской помощи, рабский труд… Не признают пытки. Это, конечно, проблема войны. Кроме того, в январе у нас был суд над убийцами, которые повесили мальчика из Петербурга… Таких трагедий что-то стало много…».

Российских правозащитников очень беспокоят слова министра обороны Сергея Иванова, заявившего после того, как стало известно о трагедии в челябинском танковом училище, буквально следующее: «Нынешняя волна антиармейских настроений буквально захлестнула все российское общество. Стремление некоторых, с позволения сказать, «болельщиков за общее дело» сделать себе имя за счет искусственного раздувания скандала зачастую переходит все грани разумного».

В этой связи «Солдатских матерей Санкт-Петербурга» очень тревожит вступающий в силу 1 апреля закон, согласно которому все российские правозащитные организации, включая солдатских матерей (как они сами невесело шутят), «могут быть поставлены вне закона». При этом, как подчеркивает Элла Полякова, тенденции развития российской армии не дают повода для оптимизма:

«К сожалению, генералитет у нас очень удобно устроился. И они хотят эту проблему решить с помощью военной полиции. Но репрессивные меры ничего не решат. Вся ответственность перекладывается на гражданское общество. Ничего подобного. Мы говорим об ответственности армии за жизнь и здоровье молодых людей. Чтобы они у нас не гибли в мирное время. А те цифры, которые приводит Главная военная прокуратура, и которые надо, конечно умножать во много раз – десять тысяч дезертиров по России – это целые полки и дивизии у нас двигаются за помощью: спасите, спасите!.. Сколько погибло! Какая криминальность, как возросла криминальность офицеров!.. И мы это знаем, когда ездим. Поэтому, это громадная проблема, которая стоит перед нашим обществом. И что еще нас беспокоит, это то, что военные наши очень хотят воевать. Они говорят, что им кто враг – НАТО угрожает, со всех сторон подползает к границам. И вот надо повоевать в Грузии. И вот сейчас идет активизация в Грузии».

В чем же выход из сложившейся ситуации? Элла Полякова и ее единомышленники из числа тех, кто обращается к солдатским матерям, считают, что стране необходима контрактная армия. Сторонники такого решения есть и среди российских офицеров. Однако, военная реформа, о которой столь много говорят в течение последних 15 лет, по мнению «Солдатских матерей» так и не сдвинулась с мертвой точки. Городские и областные суды, куда поступают многочисленные иски о преступлениях в армии, стремятся всеми доступными средствами «замять» дела, чтобы не доводить их до обвинительных приговоров.

А нарождающееся российское гражданское общество может быть серьезно травмировано инициированным Государственной Думой и подписанным президентом страны «Законом о некоммерческих организациях».

XS
SM
MD
LG