Линки доступности

Перспективы российско-китайских отношений и интересы Запада. Мнения экспертов


В последние несколько лет отношения между Китаем и Россией заметно улучшились, они покончили с прошлыми пограничными распрями, подписали новые торговые соглашения и провели широкомасштабные совместные военные учения. Как будут развиваться их дальнейшие отношения и как они могут отразиться на политике США, особенно в плане американского влияния в Центральной Азии?

Улучшение китайско-российских отношений привлекло внимание многих стран мира в 2001 году, когда Москва и Пекин способствовали созданию региональной организации, известной как «Шанхайская пятерка». Эта группа в составе Китая, России, Киргизии, Таджикистана и Казахстана была переименована в Шанхайскую организацию сотрудничества. Она заявила, что ее главные цели – борьба с тремя видами зла: терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, а также расширение взаимного экономического сотрудничества.

С тех пор началось значительное расширение соглашений между Китаем и Россией. В дополнение к торговле оружием Россия обещала поставлять Китаю нефть и газ. Давнишние пограничные споры между двумя странами были улажены. Однако, по мнению Дэвида Саттера, сотрудника Института иностранной политики при университете имени Джонса Хопкинса, самым важным компонентом российско-китайских отношений стали совместные военные учения, проведенные летом прошлого года.

«В учениях было задействовано десять тысяч военнослужащих и российские стратегические бомбардировщики, – говорит Саттер. – Россия издавна была главным поставщиком оружия Китаю, но самое главное – что эти учения проходили на китайской территории и что в них были задействованы бомбардировщики Backfire. Китай стремится приобрести эти бомбардировщики, и они могут сыграть важную роль, если КНР решится на вторжение в Тайвань».

Столь значительный масштаб китайско-российских военных учений вызвал озабоченность американских союзников в регионе – Японии, Южной Кореи и особенно Тайваня. Но Китай и Россия заявили, что военные учения не представляют угрозы ни одной из этих стран. В заявлении говорилось, что целью учений является подготовка к отражению террористических нападений и испытание оружия, которое Китай намерен приобрести.

Тем не менее многие аналитики считают, что совместные учения явились для Соединенных Штатов указанием на то, что Китай и Россия осуществляют полный контроль над азиатско-тихоокеанским регионом.

Дэвид Саттер указывает, что еще до проведения этих учений китайско-российская «Декларация о мировом порядке в XXI веке», подписанная в июле прошлого года, является наглядным примером намерения Китая и России склонить баланс сил на свою сторону: «Здесь мы видим косвенное указание на то, что обе страны имеют общие интересы, направленные против глобальной гегемонии США. Другой вывод – что все страны обязаны соблюдать принципы взаимного уважения к суверенитету и невмешательства во внутренние дела друг друга».

И Россия, и Китай опасаются роста мусульманского фундаментализма в Центральной Азии. Они считают дестабилизирующими усилия Запада по распространению демократии в регионе. А кроме всего прочего, указывает Дэвид Саттер, обе страны противятся американскому влиянию вблизи своих границ.

Сотрудник Института Катона, специалист по внешней политике Джастин Логан напоминает, что Россия уже давно проявляет озабоченность по поводу расширения НАТО: «После окончания «холодной войны» мы всегда задавались вопросом, как поведет себя Россия. Балтийские страны были приняты в НАТО. Кое-кто опасался, что это станет большой проблемой. Но если взять такие страны, как Украина и Грузия, которые стремятся вступить в НАТО, – здесь Россия поставила вопрос ребром».

По мнению Логана, Россия решила продемонстрировать Западу, что у нее есть альтернативы.

Тем временем Китай, учитывая значительный рост своей экономики, проявляет заинтересованность в поставках российской нефти и газа. По мнению Логана, демонстрация военной силы путем проведения военных учений должна была отбить всякую охоту у Тайваня и китайских мусульман добиваться независимости.

В июле прошлого года Китай и Россия предоставили Индии, Пакистану, Ирану и Монголии статус обозревателей в Шанхайской организации сотрудничества, собрав вместе, таким образом, четыре ядерные державы и почти половину мирового населения. Некоторые аналитики считают, что США должны проявлять озабоченность по этому поводу. Другие, однако, придерживаются мнения, что у Шанхайской организации сотрудничества нет будущего.

Старший аналитик Совета американской внешней политики Илан Берман напоминает, что отношения между Россией и Китаем далеко не всегда были гладкими и что рано или поздно соперничество между этими странами должно проявиться снова. «Во-первых, – говорит он, – китайская экономика очень быстро растет, и Китаю необходимо все больше и больше источников энергии. Они концентрируются преимущественно к северу от Пекина. Таким образом, расширение отношений Китая со странами Центральной Азии и кавказского региона выгодно как Китаю, так и России. Обе эти страны таким образом повысят свой престиж, расширят политическое влияние и получат источники энергоносителей. А это значит, что на первый план выйдет конкуренция, а не сотрудничество».

Ряд обозревателей отмечают, что Шанхайская организация сотрудничества фактически базируется на негативных стратегических целях: противостоять американскому или западному влиянию, в то время как общие позитивные цели у нее практически отсутствуют. По мнению Илана Бермана, государства со столь разными интересами вряд ли способны сформировать крепкий и длительный союз, который мог бы представлять угрозу Соединенным Штатам.

XS
SM
MD
LG