В последние дни по средствам массовой информации России, по ведущим каналам телевидения и радио передается информация о том, что в этом музее планируется выставка тех самых карикатур на пророка Магомета, которые вызвали большой резонанс во всем мире и беспорядки в некоторых странах мусульманского мира. «Голос Америки» обратился к директору Центра и музея имени Андрея Сахарова в Москве Юрию Вадимовичу Самодурову с просьбой объяснить происходящее.
Семен Резник:
Действительно ли вы устраиваете такую выставку и какова цель?
Юрий Самодуров:
Вы знаете, в первый раз ко мне с этим вопросом обратилась моя тетя, в минувшее воскресенье вечером, когда это передавали по Первому каналу российского телевидения. Я совершенно обалдел и спросил, где она это слышала. Оказывается, ее знакомая слышала по Первому каналу и ей перезвонила. Ну, надо подбирать какие-то литературные выражения, мягкие… В данном случае: бред собачий, бред сивой кобылы, что-нибудь в таком духе. Нет, конечно. И я не представляю, откуда появилась идея обвинить наш музей. В общем, мне кажется, это провокация.
С.Р.:
Но в этих передачах сообщаются подробности. Говорится о том, что выставка финансируется фондом Макартура, что ее поддерживают ведущие правозащитники, французские интеллектуалы некоторые во все это вовлечены – все это, как вы говорите, «бред сивой кобылы»?
Ю.С.:
Обилие этих деталей говорит как раз о том, что это не то, что можно назвать, допустим, неправильной передачей слухов. Это не является, так сказать, чьим-то добросовестным заблуждением. Говорится о том, что идею этой выставки поддержала Елена Боннер, Леонид Гозман – он заместитель председателя партии «Союз правых сил», Юрий Шмидт, известный адвокат, правозащитник. То ли случайно, то ли нет – это все еврейские фамилии.
С.Р.:
Мы получили сообщение агентства ЮПИ, в котором сказано, что Юрий Самодуров по российскому телевидению заявил то-то и то-то. И дальше повторяется то, о чем вы сейчас говорите. Значит, вы ничего подобного по российскому телевидению не заявляли?
Ю.С.:
Меня приглашали на канал ТВЦ второго февраля. Передача называется «25-й час». Там шла речь об этих карикатурах. И вот после завершения этой передачи, когда мы прощались с ведущей, я пригласил ее на выставку «Политическая карикатура» Михаила Златковского. Это известный русский карикатурист. Эта выставка намечена у нас в музее на середину июля.
С.Р.:
А к антимусульманским карикатурам, которые, якобы, намечены на середину марта, это никакого отношения не имеет?
Ю.С.:
Абсолютно никакого. В марте будет проходить выставка «Политическое «правосудие» и современные политические политзаключенные». Организаторами этой выставки помимо нас являются московская Хельсинкская группа, правозащитная организация «Мемориал», Движение за права человека, Институт прав человека, Общественный комитет защиты ученых. Может быть, поскольку, я думаю, мои телефоны и телефоны моих коллег прослушиваются, может быть, попытка таким неуклюжим образом наплести столько лжи вокруг музея связана с нашим намерением провести эту выставку.
С.Р.:
Не связано ли это еще и с тем, что у вас была в свое время выставка «Осторожно – религия!», которая вызвала очень резкое возмущение со стороны некоторых, так называемых, «патриотов» российских?
Ю.С.:
В комментарии по Первому каналу российского телевидения и в других статьях как раз упоминается, что вот Самодуров, несмотря на то, что его осудили за проведение выставки «Осторожно – религия!», он не успокаивается и делает гадости дальше. Естественно, никакой антишариатской выставки мы не планировали, и такой идеи не обсуждали. На телевидении я говорил, что, с моей точки зрения, в принципе, трудно себе представить, что в западных странах, в светских государствах, могут быть какие-то области, запретные для смеха. В том числе, я думаю, что нельзя себе представить, что объектом какого-то юмора, смеха, не может быть религиозный деятель или основатель религии. Но, в то же время, я сказал, что культура мусульманских стран – Саудовской Аравии, допустим, или Ирана, Ирака – такое абсолютно исключает. Об этом шла речь. Но ни ведущая, ни я просто не упоминали фамилии Боннер, фонда Макартура. Она меня не спрашивала о том, о чем спрашиваете вы: не собираемся ли мы проводить такую выставку. Никому из нас это не пришло в голову. У авторов этого сообщения есть один прокол. Они сказали, что к нам в музей должен приехать Анри Глюксман. Но они забыли, что Российское правительство лишило его визы за критику, очень резкую, войны в Чечне.
С.Р.:
Это, по-моему, не единственный прокол. Но главное, что вы высказали свою точку зрения, сообщили информацию, и мы ее передадим нашим русским слушателям.