Когда мы думаем об опасных профессиях, в первую очередь на ум приходят автогонки, испытания взрывчатых веществ или освоение космоса. Но одной из самых опасных является работа в лаборатории, классификация которой гласит «биозащита четвертого уровня». В этой лаборатории специалисты исследуют мало изученные особо опасные вирусы, включая возбудителей лихорадки Ласса – тяжелого заболевания с высокой летальностью, которое распространено в Западной Африке. В США его возбудители включены в список микроорганизмов, которые могут быть использованы в качестве оружия биотеррористов.
Исследования смертоносных вирусов требует чрезвычайной осторожности. В США всего несколько лабораторий с одним из самых высоких уровней биозащиты – четвертым. Это дорогостоящие, сложные в обслуживании объекты.
С биотерроризмом ассоциируются самые опасные вирусы: Эбола, лихорадка Ласса, и сибирская язва. Чтобы не допустить случайной утечки вируса, останки всех экспериментальных животных приходится сжигать.
«В лабораториях четвертого уровня защиты работают с особо опасными агентами, которыми можно заразиться в лаборатории, и против которых еще нет ни вакцин, ни лекарств», - говорит глава департамента иммунологии и вирусологии Юго-Западного фонда биомедицинских исследований в Сан-Антонио, в Техасе Джин Паттерсон.
Как рассказывает исследователь департамента вирусологии и иммунологии Рикардо Кэррион, процедура облачения в специальный костюм занимает около получаса. Необходимо не только надеть костюм, но и проверить, нет ли на нем дыр, и затем входить в помещение лаборатории. После окончания работы надо также потратить 20-30 минут. Сам выход из лаборатории занимает примерно семь минут, после чего надо принять душ и одеться. Поэтому, когда вы попадаете туда, то, как правило, не выходите, пока не завершите все необходимые эксперименты. В лаборатории установлены камеры, позволяющие следить за происходящим.
«Это сделано, чтобы не заходить в лабораторию по четыре раза в день. Теперь мы можем непосредственно наблюдать за экспериментальными животными», - говорит доктор Кэррион.
Для испытаний вакцины против вируса лихорадки Ласса, распространенной в основном в Западной Африке, где ею заражаются от трехсот до пятисот тысяч человек ежегодно, используются морские свинки. Вирус распространяют невосприимчивые к нему грызуны. Лихорадка Ласса часто диагностируется и лечится неверно. В большинстве случаев иммунная система человека защищает его от этого вируса, но если вирус вызвал гемморагическую лихорадку, возможен летальный исход.
«Около пятнадцати процентов больных геморрагической лихорадкой погибают, - говорит Рикардо Кэррион, - Причем доля летальных исходов среди больных женщин, особенно беременных, составляет почти шестьдесят процентов».
Все испытанные вакцины, разработанные в Мэрилендском университете, никогда не использовалась, но показали обнадеживающие результаты.
«Мы провели вакцинацию морских свинок и через тридцать дней ввели им смертельную дозу вируса лихорадки Ласса, - продолжает доктор Кэррион. - Эта доза была в тысячу раз больше, чем необходимо для заражения болезнью. Мы обнаружили, что животные не только не заболели, но больше того – в образцах их тканей не было никаких инфекционных повреждений. Проверка печени животных по ферментативному составу не выявила повреждений, не было обнаружено повреждений кровеносной системы».
После окончания экспериментов на морских свинках, начались испытания на обезьянах. После того, как будет доказана безопасность вакцины на обезьянах, начнутся ее испытания на людях.
«Если вакцина будет эффективна на экспериментальных животных, лет через пять можно будет получить лицензию на ее производство крупной фармацевтической компанией, и лишь тогда можно начать ее широкое применение на людях», - говорит Джин Паттерсон.
Первый регионом, где будет внедрена вакцина – западная Африка. Но и правительство США, финансирующее ее исследования, хочет создать резерв этой вакцины на случай биотеррористического нападения с использованием вируса Ласса.
Ученые из Юго-Западного фонда планируют создать в итоге вакцину двойного действия – от желтой лихорадки и от лихорадки Ласса.