Линки доступности

Александр Черкасов: «Без работы мы не останемся»


Русская служба «Голоса Америки» попросила ответственного сотрудника общества «Мемориал» Александра Черкасова оценить перспективы дальнейшего существования и работы российских правозащитных организаций.

Александр Черкасов: Третьего февраля в Нижнем Новгороде ожидается вынесение приговора: там идет суд над руководителем Общества российско-чеченской дружбы Станиславом Дмитриевским по обвинению, как это ни смешно, в «разжигании межнациональной розни». Вот когда у нас «Майн кампф» продавался спокойно, и фашистская литература – это не вызывало дел по обвинению в межнациональной розни, и тем более не вело к требованию 4 лет лагерей общего режима. А деятельность Общества российско-чеченской дружбы и публикация двух писем от Ахмеда Закаева и Аслана Масхадова – это, оказывается, «злобная межнациональная рознь».

Разумеется, сам по себе закон о НПО и те поправки, которые в него внесены, – они еще не доработаны. Это нас еще ожидает с весны.

Инна Озовская: Скажите, пожалуйста, Александр, к чему ведет весь этот процесс?

А.Ч.: К созданию государства, где нет гражданского общества, где нет независимых СМИ, где есть правящая партия и больше ничего. По-моему, это все печально. Потому что кажется аксиомой: без независимых СМИ, без конкурирующих политических партий, без неправительственных организаций, занимающихся гражданским контролем, государство едет не к намеченной цели, а едет куда едет. Это как какой-нибудь автомобилист, который выкинул приборную доску, закрасил черным ветровое стекло и крутит руль, считая, что раз он так крутит – значит, это правильно. Никаких сигналов снаружи, никакой объективной информации снаружи поступать не будет. Будет только та, которой – как считают доносящие эту информацию – желает получатель информации. Для государства это, безусловно, плохо, потому что вовремя не будут выявляться порочные тенденции, а будут выявляться только когда их устранение потребует значительных усилий.

И.О.: Как вы видите для себя – в частности, для «Мемориала» и для других аналогичных неправительственных и правозащитных организаций – возможность работы в этой ситуации?

А.Ч.: Пока мы продолжаем существовать как неправительственные организации, со своей миссией. Миссия у нас проста: мы стараемся изучать и прошлое, в котором в значительной степени у нас есть массовые нарушения прав человека, и настоящее, в котором тоже есть массовые нарушения прав человека. Стараемся смотреть на прошлое и настоящее через того самого человека, стараемся видеть прошлое и настоящее. Пытаемся не допустить повторения этого прошлого. Пытаемся помогать пострадавшим от этих тоталитарных тенденций в прошлом и настоящем. Без работы мы не останемся.

XS
SM
MD
LG